Вред телефона для детей комаровский

Отвечает доктор Комаровский: как гаджеты и телевизор вредят детскому здоровью и развитию

Нерсесян-Брыткова<br>Алена

Телевизор работает в фоновом режиме? Дали ребенку смартфон или планшет со словами «лишь бы не капризничал»? Это все относится к проблеме, на которую призывает обратить внимание популярный детский врач Евгений Комаровский. Речь о неконтролируемом использовании электронных устройств.

С экраном (не имеет значения, с каким — телевизора, смартфона, планшета) связано огромное количество проблем. Особенно в первые два года жизни, — бьет тревогу доктор. — Принципиально меняется способ получения информации об окружающей среде.

Прежде всего, ребенок получает информацию совершенно неестественным способом: он сидит и смотрит в одну точку. Кроме того, у ребенка отсутствует социальное взаимодействие. А это основа основ изучения мира, когда он обращается к кому-то и получает ответную реакцию.

Серьезная проблема состоит и в том, что нормальные действия предметов не улавливаются через экран. К примеру, на экране мячик не отскакивает, а потом куда-то исчезает.

И с этим всем связаны реальные проблемы: ожирение, психические расстройства, нарушения сна, привыкание.

Доктор Комаровский призывает родителей сокращать экранное время для детей!

Если это невозможно, постарайтесь сделать так, чтобы рядом был взрослый человек, который будет комментировать и объяснять то, что происходит на экране, — отмечает эксперт.

Ранее Евгений Комаровский ответил на вопрос, с какого возраста детям можно играть с гаджетами:

Когда нужно бегать, прыгать, скакать, в результате чего формируется двигательная система, растут легкие, сердце, а сосуды учатся адаптироваться к постоянно меняющейся физической активности, человеческий детеныш сидит и смотрит на мерцающий экран. К чему это приведет, не знает никто. Как врач, я категорически против компьютерных игр до двухлетнего возраста. Далее есть стандартное правило, которое родителям безумно сложно соблюдать, — не более двух часов экранного времени в сутки. Помните: мама как развивающая игра намного полезнее. Папа, который вместе с ребенком строит из кубиков домик, в тысячу раз круче, чем любой гаджет. Но папе легче уткнуть годовалого ребенка в мультики, а самому отдыхать. Это неправильно.

У вас сейчас работает телевизор в фоновом режиме? Ребенок уже играл с гаджетами?

Читайте также:

  • Теперь подтверждено: малыши, использующие сенсорные гаджеты, иначе фокусируют внимание
  • 6 вопросов эксперту: как сделать гаджет помощником для познавания мира
  • Первый телефон для ребенка – какой выбрать?

Все фото: Depositphotos

9 февраля 2021 15:30

Быть мамой – одна из самых высокооплачиваемых профессий, поскольку за нее платят чистой любовью

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

  • ИНВИТРО
  • О компании
  • Пресс-релизы
  • Педиатр рассказала,

Педиатр рассказала, какие нарушения развития у детей вызывают гаджеты

Назад к списку

Многие родители дают своим детям гаджеты с разными целями: для развития, образования, а иногда, чтобы занять и развлечь ребенка.

Чрезмерное и неправильное использование гаджетов может привести к проблемам у детей в будущем. Насколько вредны гаджеты для детей разных возрастов? Могут ли они быть полезными и как их правильно использовать? Об этом рассказала Алена Михайлова, врач-педиатр ООО «ИНВИТРО-Урал».

Насколько действительно вредны гаджеты для детей? К каким проблемам их использование может привести в разном возрасте?

Первые 3 года жизни очень важны для развития ребенка, особенно для развития его речи. Речевые навыки формируются в процессе эмоциональных взаимоотношений и общения ребенка с близкими взрослыми, когда ребенок пытается выразить свои потребности словами. Раннее начало пользования гаджетами тормозит процесс развития коммуникативных навыков.

В возрасте 3-7 лет у ребенка развивается важный навык ролевых игр. Дети начинают копировать поведение взрослых. В это время происходит активное развитие мозга: развиваются творческие способности, повышается интеллектуальный уровень, совершенствуются навыки общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Постоянное использование гаджетов тормозит эти процессы, т.к. не требует участия взрослого. Нарушаются родительско-детские взаимоотношения – это способствует нарушению взаимоотношений между сверстниками, отсутствию способности договариваться, идти на компромисс, делать что-то вместе.

В школьном возрасте развиваются трудности в обучении и восприятии информации. Для детей, с раннего возраста использующих гаджеты, характерно «клиповое мышление» – восприятие мира с помощью ярких коротких образов, при этом информация воспринимается разрозненно, фрагментарно, по принципу «увидел и забыл». Детям сложно удерживать в памяти предыдущие фразы при прослушивании текста, понимать смысл рассказа. Формируются проблемы с чтением: тексты сложно понимаются, чтение становится утомительным и неинтересным.

Развиваются также проблемы со зрением: снижение зрения, неправильная работа глазных мышц из-за постоянного быстрого мелькания ярких картинок.

В подростковом возрасте из-за постоянного использования гаджетов к трудностям в обучении присоединяются проблемы в социализации. У подростков формируются сложности в общении: живое общение заменяется на соцсети, дети выпадают из реальной жизни. При столкновении с проблемами такие подростки более склонны к стрессам, истерикам, депрессиям, в том числе с суицидальными мыслями.

В каком возрасте лучше вообще детей к гаджетам не подпускать?

Детям до 3-х лет не рекомендуется вообще пользоваться гаджетами. Яркие быстро мелькающие картинки нарушают формирование зрительного аппарата, дают нагрузку незрелой нервной системе. Подмена общения с родными взрослыми на просмотр гаджетов нарушает формирование эмоциональных связей и ценностных ориентиров ребенка. Ребенку в этот возрастной период важно исследовать мир вокруг себя: потрогать, понюхать, попробовать на вкус, а виртуальный мир гаджета не способствует этому развитию.

Есть ли менее вредные для детей гаджеты? Если да, то какие?

Выбирая между гаджетами, лучше отдать предпочтение компьютеру или планшету. С точки зрения меньшей нагрузки на организм ребенка, минимальная диагональ персонального компьютера должна быть не менее 39,5см, у планшета – не менее 26,6см. Организация рабочего места ребенка должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшета предполагает его размещение на столе под углом наклона 30 градусов. Продолжительность непрерывного пользования гаджетами зависит от возраста ребенка:

  • для детей 3-7 лет – не более 10 минут;
  • 8-11 лет – 15 минут;
  • 11-13 лет – 20 минут;
  • 14-17лет – 25 минут.

После работы с компьютером необходимо сделать гимнастику для глаз. Общее допустимое время использования компьютера за весь день:

  • дети 3-4 лет – 30-40 мин/день;
  • 5-6 лет – 1час/день;
  • 7-9 лет – 1,5 часа/день;
  • 10-13 лет – 2 часа/день;
  • 14-17 лет – до 3-х часов/день.

С медицинской точки зрения, можно ли говорить о каком-то позитивном влиянии гаджетов на детей?

Безусловно, отрицать полезные свойства гаджетов нельзя. Если вдумчиво подойти к вопросу использования гаджетов, то можно подобрать развивающие мультфильмы, образовательные программы для детей младшего возраста. Для детей школьного возраста подойдут различные головоломки, олимпиады, обучающие циклы и т.д.

Не стоит полностью запрещать детям использовать гаджеты. Важно вовремя направить любопытство ребенка в полезное русло. Тогда гаджет станет помощником в получении знаний и достижении успехов.

Что можно сделать родителям и близким со своей стороны, чтобы снизить влияние гаджетов?

Родителям необходимо учить ребенка правильно пользоваться гаджетом. Важно проговаривать правила: в каких случаях можно, а в каких нельзя использовать гаджет, учить пользоваться качественным контентом. Тогда ребенок постепенно привыкнет и сам научится находить и анализировать полезную информацию в интернете. Важно помнить о следующем:

  • нельзя использовать гаджет как средство от истерик или плохого настроения;
  • родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить с семьей, а не гаджетом;
  • всем детям необходимо общение с родителями, близкими людьми, нужны общие интересы и цели. Тогда у детей не будет желания убегать от одиночества в сеть;
  • важно обеспечить ребенку интересный, разнообразный досуг: игрушки, спортивный инвентарь, книги, материал для творчества и самовыражения.

За какими тревожными симптомами стоит следить особенно пристально?

Стоит обратить внимание на следующие настораживающие симптомы:

  • ребенок теряет чувство времени и чувство меры за игрой в гаджете;
  • ребенок испытывает агрессию, ярость, у него начинается истерика при попытке забрать гаджет, ограничить время игры в гаджете;
  • ребенок теряет интерес к реальной жизни, не стремится играть с друзьями, не хочет гулять, играть в настольные, подвижные игры, рисовать, лепить и т.д. Эти занятия кажутся ребенку скучными;
  • у школьников падает успеваемость;
  • свободное время ребенок проводит, уединившись с гаджетом;
  • происходит постепенная утрата контакта с родителями: ребенок все меньше стремится к общению, замыкается в себе.

Почему у детей может формироваться зависимость от гаджетов?

Счастливый, гармонично развивающийся ребенок, скорее всего, не будет испытывать повышенную тягу к гаджетам. Чаще всего такая патологическая зависимость формируется, когда нарушено равновесие и гармония во внутреннем мире ребенка, когда есть незаполненная пустота:

  • семейные проблемы, ссоры между родителями;
  • неуверенность ребенка в себе, проблемы в общении со сверстниками;
  • недостаток контакта с окружающим миром: родители мало общаются с ребенком (не на тему учебы, например, а просто о жизни ребенка, его интересах, волнениях, событиях и др.), играют, гуляют, мало времени проводят вместе;
  • у ребенка нет интересного занятия, которое бы его вдохновляло, стимулировало к самовыражению, творчеству и др.

Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детской психике справиться с этим влиянием и чем неокрепшим умам могут помочь родители? Эксперты Роскачества собрали мнения детских психологов и дают пояснения родителям по важным вопросам, которые касаются практически каждой современной семьи.

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

Екатерина Кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

Ирина Попова

семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

  • С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

  • Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

  • Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

  • Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Количество времени, которое дети проводят за просмотром цифровых экранов, вызывает беспокойство. Рассмотрим негативные последствия для зрения и влияние гаджетов на детей. Ребенок, похоже, не устает смотреть телевизор или играть с iPad. Эта одержимость гаджетами вызывает беспокойство, которое связано с негативным воздействием экранов электронных устройств на зрение ребенка.

Вред телефона для детей

Дети используют гаджеты для игр, для социалок или просмотра фильмов. Гаджеты, как правило, настолько увлекают, что они не отрывают своего внимания от экрана. Они также не обращают внимания на такие вещи, как положение, расстояние до экрана и его яркость. Однако, экран гаджета может отрицательно повлиять на  зрение и здоровье ребенка.

Концентрация внимания на электронном экране длительное время причиняет дискомфорт. Ты страдаешь от сухости и раздражения глаз. Становится трудно сосредоточиться на длительное время. Слишком много времени в одной позе также может привести к боли в шее и спине. Если даже тебе трудно справиться с таким вредным воздействием экрана смартфона, представь, что переживают глаза твоего ребенка.

Цифровые экраны стали неотъемлемой частью нашей жизни. Ты не можете исключить их или держать ребенка подальше от них. Однако ты можешь минимизировать влияние гаджетов на детей. Первый шаг для этого — понять, с чем ты сталкиваешься.

Последствия для зрения от долгого влияния экрана смартфона

По данным американских центров по контролю и профилактике заболеваний, средний ребенок проводит около 8 часов в день перед экраном электронных гаджетов. Использование смартфонов ребенком увеличивается с возрастом, а значит и растет тоже  и отрицательное влияние смартфона на ребенка. Исследования показывают, что ребенок, проводящий слишком много времени перед экраны, подвергается более высокому риску долгосрочных проблем со зрением. Помимо телевизоров и видеоигр, за последние два десятилетия появилось большое множество. Пока что можно наблюдать только текущее влияние экрана смартфона на ребенка, а долгосрочные влияние неизвестно.

По мнению исследователей, ребенок, который проводит много времени с гаджетами, скорее всего, позже разовьет временную близорукость. К счастью, эффект является временным, и глаза восстанавливаются через несколько минут после переключения на неэкранную активность.

Влияние гаджетов на детей — синдром компьютерного зрения

Эффект от траты большого количества времени на просмотр гаджетов не ограничивается только глазами. Помимо симптомов, таких как сухие глаза, жжение, двойное зрение и размытое зрение, люди также жалуются и на другие проблемы. У ребенка могут возникнуть головные боли и проблемы, связанные с осанкой, такие как боль в шее и спине. Сегодня врачи называют этот набор симптомов «синдромом компьютерного зрения».

Когда люди используют электронные экраны, они моргают меньше. В среднем человек моргает около 15 раз в минуту. Но при использовании смартфона необходима высокая концентрация внимания. Поэтому частота моргания может упасть до меньше, чем 5 раз в минуту.

Моргание — естественный механизм, который держит глаза влажным, смазанными и чистым. Более низкая скорость моргания вызывает сухость глаз и раздражение. Степень серьезности зависит от вида деятельности и уровня вовлеченности. Поэтому видео игры создают больше проблем с морганием. Все потому, что ребенку нужно постоянно наблюдать и реагировать на происходящее на экране смартфона. Настольные компьютеры и настенные телевизоры могут также навредить, потому что они заставляют нас смотреть вверх. Это заставляет нас раскрывать глаза более широко и подвергает больше поверхности глаза испарению.

Электронные экраны могут генерировать изображения с большой яркостью и контрастностью. При этом они могут изменять эти параметры за доли секунды. Они также отражают блики от окружающих источников света, таких как лампы и окна. Наши глаза должны часто реагировать на изменение уровней освещенности. Смотреть на экран, который слишком тусклый или яркий по сравнению с окружением, также сильно напрягает глаза. Нашим глазам приходится часто слишком часто подстраиваться при переключении с экрана на окружение. Влияние гаджетов на детей — частое расширение и сокращение зрачков, что приводит к усталости глаз.

Воздействие на зрение светодиодных экранов

Большинство современных гаджетов поставляются со светодиодными экранами, потому что они производят более четкие изображения и потребляют меньше энергии. Количество синего света, испускаемого этими экранами, вызывает озабоченность. Светодиодные экраны излучают намного больше синего света по сравнению с ЖК-экранами. Хотя исследований еще недостаточно, многие оптометристы подозревают, что синий свет может вызвать необратимые повреждения сетчатки. Это может увеличить риск макулярной дегенерации и катаракты.

Макула является центральной частью сетчатки и имеет решающее значение для хорошего зрения. Дегенерация желтого пятна может сделать невозможной повседневную деятельность, такую как чтение и вождение. С возрастом линзы глаз начинают желтеть. Для взрослых это обеспечивает достаточную естественную защиту от синего света. Но дети уязвимы. Синий свет может также помешать биологическим часам ребенка и повлиять на его сон.

Советы по защите, чтобы уменьшить негативное влияние гаджетов на детей и их зрение

Если твой ребенок жалуется на болящие глаза, нужно ограничить количество времени, которое он тратит на гаджеты. Вот несколько советов, которые помогут.

  1. Ограничить время использования ребенком гаджетов

Ограничить количество времени, которое твой ребенок проводит за просмотром телевизора. Ограничь другое время на гаджеты — час в день для маленьких детей и два часа в день для школьников.

  1. Поощряй ребенка играть на открытом воздухе

Гаджеты поощряют малоподвижные привычки, которые вредны для тела и ума. Поощряй ребенка проводить некоторое время на открытом воздухе. Пусть ребенок занимается делами, которые требуют от него перемещаться и взаимодействовать с другими детьми. Играть на открытом воздухе с собакой или другими детьми веселее, чем смотреть в который раз мультики. Провести время на открытом воздухе также поможет дальнему зрению и уменьшит шансы на близорукость.

  1. Не используй гаджеты в качестве нянек

Заняв своих детей гаджетами или телевизором ты позволишь себе делать все, что угодно. Но это плохая идея. Вместо этого, займи детей здоровой альтернативой — творческими игрушками, раскрасками или книжками.

  1. Убедись, что твой ребенок достаточно спит

Дети должны спать около 10 часов в день. Сон позволяет глазам восстановиться после перенапряжения.

  1. Попроси ребенка делать регулярные перерывы и часто моргать

Чтобы предотвратить сухость глаз, попросите ребенка поморгать несколько раз когда, если у него начинают болеть глаза. Напряжение глаз может быть уменьшено с помощью небольших перерывов, чтобы посмотреть на что-то кроме экрана гаджета. Большинство оптиков поддерживают правило 20-20-20. Делай перерыв каждые 20 минут и сосредоточься на чем-то на расстоянии около 20 метров на 20 секунд.

  1. Убедись, что ребенок соблюдает правильное расстояние до экрана

При использовании компьютера или другого гаджета глаз должен находиться на расстоянии не менее 50 сантиметров от экрана. Не позволяй детям сидеть слишком близко во время просмотра телевизора. Если твой ребенок предпочитает сидеть рядом с экраном, проверь его глаза, чтобы исключить близорукость.

  1. Не позволяй ребенку использовать гаджеты в темноте или на солнце

Дети могут не обращать внимание на условия освещения, когда они поглощены своим смартфоном. Запрети ребенку использование гаджетов в темной комнате или при ярком солнечном свете. Яркость экрана не должна быть в три раза темнее или ярче окружения. Если устройство имеет режим автоматической яркости, включи его. Это автоматически регулирует яркость экрана в соответствии с окружающей освещенностью.

Цифровые экраны вызывают напряжение зрения и другие сопутствующие симптомы, такие как проблемы со зрением и головная боль. Дети более уязвимы, чем взрослые. Поэтому слишком долгое время с гаджетами может повлиять на их зрение. Трудно держать детей подальше от гаджетов, но ты можешь предпринять шаги и снизить негативное влияние гаджетов на детей.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Не пропустите также:

  • Вред телефона для глаз
  • Вред сотовых телефонов на здоровье человека
  • Вред сотового телефона на здоровье человека
  • Вред сотового телефона на здоровье детей
  • Вред мобильных телефонов на здоровье человека


  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии