Смартфоны теперь запрещены для дистанционного обучения
Согласно новым рекомендациям министерства просвещения РФ, смартфоны для удаленного обучения использовать нельзя. Однако вопрос, где взять ПК и ноутбуки школьникам, остался без ответа.
К полноценному дистанту оказались не готовы и школы, и семьи. Фото Pixabay.
21 апреля в сети появились рекомендации министерства «по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Запрет на использование смартфонов в документе выделен жирным шрифтом.
«Использование смартфона сопровождается воздействием на школьника целого комплекса неблагоприятных факторов. Это и маленький экран, маленькие символы и изображения, электромагнитное излучение. При работе со смартфоном невозможно соблюдать правильную рабочую позу, поэтому мышцы шеи и плечевого пояса находятся в сильном напряжении. Всё это ведет к утомлению школьника и, в конечном итоге, отразится на его здоровье» — цитирует KP.ru одну из авторов документа Марьяну Безруких, академика РАО.
Многие согласились с мерами безопасности, но тут же возник сложный вопрос: как быть детям, у чьих семей нет полноценных широкоэкранных гаджетов.
«С массовым переходом на удаленную занятость компьютеры нужны не только детям, но и обоим родителям. То есть если в семье есть хотя бы один школьник, получается, нужно как минимум три компьютера, ведь время работы на них постоянно пересекается. Мы упираемся в чисто экономические проблемы — немногие семьи могут позволить себе столько техники, да и площади квартир далеко не всегда позволяют организовать столько мест, чтобы члены семьи не мешали друг другу» — заявил Олег Баксанский, преподаватель факультета педагогики и психологии МПГУ «Известиям».
Педагоги и психологи с рекомендациями не спорят, но предлагают подойти к этой задаче со стороны решений — максимально сократить формат онлайн, там где можно обойтись без него, и как можно чаще менять деятельность на уроках.
Дистанционное обучение с помощью мобильных устройств
Аннотация. В данной работе рассмотрены отдельно мобильные устройства и дистанционное обучение, после чего произведен совместный анализ. Сделан обзор мобильных устройств и тенденции развития дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы дистанционного обучения в наше время. Также рассмотрены проблемы дистанционного обучения с целью улучшения качества программ, обслуживающих данный вид обучения.
Ключевые слова: Дистанционное обучение, мобильные устройства, coursera, обзор, анализ, рекомендации.
1 Введение
Всего лишь 10-20 лет назад дистанционное обучение в своем полноценном виде было практически невозможным. Людям, окончившим школу, было необходимо ехать в другой, более крупный город, для получения образования в университете своей мечты, из-за данного неудобства многие отдавали свое предпочтение местным вузам. Все понимали, что заочная форма образование, в большинстве случаев, было для галочки.
К счастью, сейчас у каждого есть возможность обучаться у ведущих преподавателей страны, такой вид обучения называется дистанционным. Каждый желающий может с помощью своего мобильного устройства или персонального компьютера начать проходить интересующий его курс обучения в любой момент времени. Такой вид обучения не будет негативно сказываться на занятости человека, потому что обучающийся сам вправе выбирать время, когда ему удобно изучить ту или иную тему, исходя из заранее составленного для него плана курса.
2 Мобильные устройства
Ни для кого не секрет, что на современном рынке мобильных устройств уже на протяжении нескольких лет верхние позиции рейтинга занимают операционные системы iOS, Android и Windows Phone. Всем полюбившаяся в начале этого века Symbian, которая была на устройствах марки Nokia, к сожалению, прекратила развитие и новых версий выходить не будет, хотя её используют люди, которые купили современные и вполне устраивающие их устройства.
Современные мобильные устройства со своими техническими
характеристиками позволяют дистанционно обучать пользователя,
благодаря специально разработанным для этого web-сайтам и приложениям.
3 Варианты обучения
Сейчас для людей предложены следующие варианты обучения:
1. Заочное обучение
2. Дистанционное обучение
3. Онлайн обучение
4. Массовые открытые онлайн курсы (МООК)
В отдельности следует рассмотреть МООК. Они сейчас набирают популярность. Самые популярные МООК представлены на таких платформах, как Coursera, Edx, Udacity и многих других. МООК идентичны тем курсам, которые читаются университетскими преподавателями своим собственным студентам, они записаны на видео и выложены в интернет для открытого и бесплатного доступа в сопровождении других учебных материалов и проверочных тестов. Они направлены только на онлайн обучение, используя как асинхронные, так и синхронные методы обучения.
4 Тенденция развития дистанционного обучения
В истории становления дистанционного обучения достаточно отчетливо прослеживаются две тенденции.
1. Тенденция корреспондентского образования, основанного на образовательной коммуникации на расстоянии посредством корреспонденции (сначала с помощью обычной регулярной почты, потом — электронной);
2. Тенденция, выросшая из использования средств телекоммуникации, аудио и видеозаписи в очном образовании и просвещении, что позволило, с развитием новых технологий телекоммуникации, аудио и видеозаписи транслировать очные занятия в удаленные аудитории и обеспечить образовательную связь на расстоянии посредством трансляции.
В основе корреспондентской тенденции лежит идея особенности дистанционного образования как формы образования, принципиально отличающейся от очного образования изначальной образовательной ситуацией. Учащийся и обучающий изолированы друг от друга: обучающий учит в одном месте и в одно время, учащийся учится, в значительной мере самостоятельно, в другом месте и в другое время.
Таким образом, образовательная коммуникация в такой ситуации является не только корреспондентской, но и асинхронной/
5 Дистанционное обучение
Дистанционное обучение является современной универсальной технологией профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию.
В процессе такого обучения обучающийся определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-методические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством методистов-организаторов и взаимодействует с другими слушателями «виртуальной» учебной группы.
При дистанционном обучении обучающийся и преподаватель пространственно разделены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью электронной почты и прочих технологий Интернет.
Почитайте также:
- Как просто оформить налоговый вычет за обучение?
Раньше дистанционное обучение воспринималось как необычный и удобный формат. С тех пор многие привыкли учиться из дома. Но прогресс пошел дальше, и появилась возможность сделать процесс обучения непрерывным и еще более гибким — получать знания непосредственно из смартфона.
Ключевая идея мобильного обучения
Мобильное обучение как новая технология в образовании известна как M-learning. Оно позволяет получать доступ к знаниям в любой момент времени через мобильные технологии, например, смартфоны или планшеты.
M-learning актуально для любого направления. Например:
- Подготовка детей к школе
- Обучение взрослых и детей иностранным языкам
- Освоение новых профессий
- Корпоративное обучение
Практически любую обучающую программу можно преобразовать в мобильное электронное образование.
При чем тут микрообучение
Популярной разновидностью мобильного обучения, которая хорошо отражает его суть, является микрообучение:
- Вы разбиваете информацию на небольшие порции по 2-7 минут. И упаковываете их в различные форматы — например, видео, текст и аудио
- Каждая единица контента самодостаточна, но является частью всей системы обучения
- В каждом блоке человек учится одному действию или правилу, и отрабатывает его с помощью практических упражнений или тренажеров
- Уроки доступны с любых устройств — например, с телефона, с компьютера и с планшета
- Обучение гармонично встроено в каждый рабочий день, ученики регулярно получают новые знания
Мобильные устройства идеально подходят для микрообучения.
Ученик скачивает мобильное приложение, изучает теоретический материал, выполняет практические задания, занимается на тренажерах и проходит тесты. Ученики могут общаться между собой, с преподавателями, и вести совместную работу над проектами. Как правило, возможности микрообучения и мобильного обучения ограничены только функционалом приложения.
Преимущества мобильного обучения
В дистанционном обучении есть свои плюсы и минусы, мы рассмотрели их в отдельной статье. А ниже обсудим преимущества мобильного обучения.
Можно учиться в любое время и в любом месте
Основная причина, по которой мобильное обучения стало популярным — это дополнительная свобода действий. По результатам опроса 98% человек постоянно носят с собой телефоны, а примерно у 92% из них есть на телефоне интернет. Человек может пить кофе на балконе, и в то же время проходить урок. Он может ехать в транспорте на работу, и использовать это время с пользой для обучения.
Непрерывность обучения
Современные программы синхронизируют данные и позволяют работать с одним материалом на разных устройствах. Сотрудник компании изучил материал за рабочим компьютером, а потом вернулся домой и продолжил обучение с мобильного телефона. Такая синхронизация также позволяет обезопасить данные на случай, если телефон сломается или потеряется.
Доступность обучения
Цены на мобильные устройства постоянно снижаются, а интернет работает по всему миру, поэтому даже жители бедных отдаленных регионов могут получить доступ к ценным знаниям. Плюс обучение на онлайн-программах стоит намного дешевле очного.
Хорошее качество коммуникации
Сообщения с мобильных устройств отправляются очень быстро, поэтому преподаватели и ученики могут оперативно обмениваться обратной связью. Например, преподаватель увидел новое уведомление на телефоне, и моментально дал ответ, даже в нерабочее время.
Индивидуальный подход
Ученики могут подобрать обучающую программу практически под любой свой запрос. Кроме того, они могут выбрать формат, в котором удобнее получать информацию. Например, некоторым проще усваивать аудиальную информацию, поэтому они проходят аудиоуроки или смотрят видео (например, формат “говорящая голова”). Другие лучше воспринимают визуальную информацию, поэтому отдают предпочтение текстовым урокам со схемами и изображениями.
Геймификация
Игровые элементы поощряют и мотивируют учеников пройти обучение до конца. Для этого используют рейтинги, балловую систему или викторины. Например, ученик успешно сдал тест и получил 5 баллов. Чтобы перейти на новый уровень, ему нужно набрать еще 15 баллов. Мозг стремится быстрее закончить начатое, поэтому переход на новый уровень будет рассматриваться как незаконченная задача, а значит ее выполнение ускорится.
Сложности мобильного обучения
Некоторые проблемы мобильного обучения усложняют учебный процесс. Они действительно реальны? И как их обойти?
Не везде есть интернет
Когда человек живет в сельской местности, обучению может помешать отсутствие интернета. Чтобы решить эту проблему начали появляться приложения с оффлайн доступом к материалам.
Сбои в программах
Мобильные приложения для учеников — это обычные программы, которые могут содержать ошибки, тормозить или просто перестать работать на устройстве. Сбои случаются редко, но от них никто не защищен. Часто они появляются, если человек использует устаревшую версию приложения. Чтобы приложение работало исправно, нужно регулярно обновлять его до последней версии.
Инструкция как обновить приложения на Android:
Маленький экран
Действительно, у телефонов и планшетов не такие большие экраны, как у компьютеров. Но используете ли вы весь экран компьютера, чтобы прочитать документ? Обычно задействуется примерно половина экрана. У 80% пользователей экраны смартфонов и планшетов достаточно велики, чтобы спокойно просматривать информацию.
Ограниченный заряд батареи
Да, телефон может в любой момент разрядиться. Но телефон стал таким необходимым аксессуаром, чтобы люди стараются всегда держать его заряженным. Например, портативные устройства заряжают телефон без доступа к питанию. Это гарантирует в свою очередь постоянный доступ к знаниям.
Отвлекающие факторы
Когда ученик включает телефон, чтобы пройти урок, его внимание могут отвлечь сообщения в социальных сетях, новостные ленты и прочие уведомления. Мобильное обучение воспитывает дисциплину и улучшает концентрацию на главном. А в Unicraft даже есть курс о том, как учиться, чтобы получать хорошие результаты от обучения.
Сложно разработать контент
Не получится просто взять университетскую лекцию, разбить ее на маленькие части, опубликовать в приложении и назвать это мобильным обучением. Организация мобильного обучения — это отличная возможность переосмыслить используемые технологии и методики обучения. Ниже подробней об этом.
Шаги для запуска M-Learning
Вы сможете без труда создать M-learning с нуля или адаптировать существующие материалы, если знаете ответы на эти вопросы.
Вам требуется именно мобильное обучение?
Проанализируйте, в каких ситуациях вашим ученикам удобно обучаться или когда они нуждаются в знаниях. Например, менеджер находится в автомобиле и перед встречей с клиентом смотрит трехминутное видео, чтобы вспомнить основные характеристики продукта.
Как вы адаптируете контент к мобильному формату?
Оцените, сколько времени потребуется на разработку или адаптацию необходимого контента.
Если вы разрабатываете курс с нуля:
- Опишите ключевой результат обучения — что и с каким качеством умеет делать человек, который прошел ваш курс
- Опишите шаги, как прийти к этому результату
- На основе шагов составьте структуру курса и продумайте формат материалов
- Разработайте теоретические и практические уроки для каждого элемента структуры
Разветвленность структуры и формат уроков влияет на объем работы. Например, создать интерактивные элементы сложнее, чем написать текстовый урок.
Если нужно адаптировать готовый курс под мобильное обучение, можно просто сократить текст, разбить видео на короткие отрезки и добавить схемы. Но часто бывает проще и результативней перепроектировать курс:
- Оцените существующий контент
- Опишите целевой результат обучения
- Извлеките из старого материала ключевые шаги для достижения этого результата
- Разработайте контент на основе ключевых шагов. Используйте только важную информацию
Где будет размещен ваш курс?
Важно решить, на каком ресурсе вы разместите готовую программу для мобильного обучения. Ученикам должно быть удобно обучаться с разных устройств. Для этого нужна платформа, которая оптимизирована для компьютеров и мобильных устройств. Оцените свои технические возможности для разработки приложения или выберите готовое решение, чтобы разместить свои курсы. Например, можно использовать современную платформу Unicraft — она предоставляет версию для компьютера и отдельное мобильное приложение, которое можно скачать в App Store и Google Play.
Вывод. С детства людей приучают к тому, что мобильные устройства мешают учебному процессу, поэтому запрещают пользоваться телефонами на занятиях. Новые подходы к обучению привели к тому, что телефон стал отличным помощником в организации гибкого и непрерывного обучения.

Вам будет интересно
Готовые курсы для бизнеса: проверенные агрегаторы онлайн курсов
Как учиться эффективно: проверенная технология обучения
Где провести вебинар: лучшие программы для вебинаров
Перейти на главную блога
Мобильные телефоны широко распространены среди студентов учебных заведений всех уровней. И, в то время, когда некоторые школы предпочитают избегать использования сотовых телефонов, налагая запреты и ограничения, другие видят в них мощный инструмент, способный помочь обучающимся. Прочитав эту статью, вы узнаете девять интересных способов, каким образом мобильные устройства могут быть полезными в академических кругах.
1. Университетские приложения и мобильный интернет
Вузы по всему миру оценили пользу мобильных устройств, в частности, iPhone и Android, оптимизированных мобильных сайтов и специальных приложений. Они позволяют обучающимся и другим посетителям сайтов узнавать университетские новости, просматривать нужные карты и массу полезных ресурсов прямо на экранах своих приспособлений.
Колледжи, которые сделали большой шаг в использовании интерактивных досок в своих классных комнатах, идут еще дальше, функционально объединяя доску с мобильными.
Подобные приложения, успешно применяются в Брандейском Университете. Они существенно облегчают и убыстряют получение помощи по образовательным вопросам. Например, можно моментально получить информацию из библиотеки о наличии необходимых книг. Принстонский Университет обеспечил студентам допуск к медиаплееру, для того, чтобы они могли просматривать видеолекции и прочие учебные материалы. Теперь студенты могут даже получить доступ к каталогу курсов Высшей школы.
2. Дистанционное обучение
Сегодня мобильные устройства стали ключом к образованию в любом месте. Прелесть дистанционного обучения заключается в том, что студенты могут учиться за пределами классной комнаты, не беспокоясь при этом пропустить что-то важное.
Благодаря мобильным устройствам, образование выходит за физические пределы аудитории. Большинство приемов традиционной педагогики может быть реализовано дистанционным способом. И мобильные устройства могут стать великолепным средством, помогающим в обучении.
3. Дополнение реальных программ обучения
Мобильные телефоны позволяют получать информацию где угодно, но в соответствии с реальной программой обучения. Поэтому студенты могут заниматься в любом месте и в удобное время. Особенно радует, что школьники смогут учиться вне помещений, на открытом воздухе, например, на детской площадке или школьном поле.
Для учащихся начальной школы такое обучение можно превратить в игру. Например, уже разработана игровая обучающая программа Buffalo Hunt, где ученики ухаживают за буйволом вымышленного индейского племени, попутно изучая историю этого племени, «переживая» ее. Достигая цели, игроки видят какой-то познавательный текст, видео, аудио и другие учебные материалы, которые помогают им пополнять свои знания истории. Это интересно, это весело, и потому способствует лучшему усвоению знаний.
4. Обучающие мобильные приложения
Хотя сегодня мобильным приложениям предстоит пройти еще длинный путь, прежде чем стать обыденными в каждом классе, нельзя не отметить темпы их внедрения. Например, приложения, помогающие студентам изучать созвездия, предлагают отличные способы взаимодействия в классе. И, несмотря на то, что большинство приложений пока способно объединять учеников в небольшие группы, в данный момент разрабатывается технология, позволяющая учителям управлять классом с мобильного устройства во время работы с приложением. Благодаря подобным разработкам, преподаватели все чаще используют электронные ресурсы в качестве учебного пособия, углубляющего знания.
5. Твиттер и обратная связь с классом
В больших аудиториях, когда собираются десятки и сотни студентов, становится сложно вовлечь каждого из них в образовательный процесс. Но с помощью Твиттера эту проблему преодолеть проще всего. Лекционные залы, наполненные множеством студентов, оживают. Учащиеся активно пишут комментарии, задают вопросы и всячески взаимодействуют с лектором и друг с другом, используя свои ноутбуки и сотовые телефоны. Преподаватели могут ответить на все возникающие вопросы в реальном времени онлайн.
Студентам нравится уметь преодолевать собственные барьеры застенчивости, такая возможность дает им дополнительно преимущество проявить себя. А исследования показывают, что активность в классе тесно взаимосвязана с успеваемостью. Студенты получают дополнительную мотивацию, уверенность в себе и желание поделиться своей точкой зрения.
6. Мобильная библиотека
В течение многих лет единственным способом доступа к академическим библиотекам был физический путь и последующее ознакомление со стеллажами. Благодаря Интернету, все изменилось, и теперь любому студенту или исследователю не составить труда войти в систему с любого компьютера и наслаждаться многообразием доступных ресурсов. Все, что только могли предложить огромные библиотечные фонды, теперь доступно в электронном виде.
Также получили развитие базы данных, позволяющие быстро отыскать нужные бумажные экземпляры книг в библиотеке. Студентам больше не нужно рассматривать множество стеллажей и перебирать сотни карточек, вся база библиотеки умещается буквально на ладони, и доступна с помощью электронного устройства из любой точки мира.
Конечно, большинству студентов пока еще приходится проделывать тяжелую работу по поиску материалов, традиционные библиотеки действуют по сей день. Но, как показывают исследования, наметилась положительная тенденция к использованию баз данных и ресурсов для ускорения поиска информации.
7. Мобильные платежи с телефона
Каждому студенту знакомо пиковое время во второй половине дня, когда весь университет разом идет на обед. Очередь на оплату, давка, неудобства, все куда-то торопятся. С мобильными устройствами есть возможность упростить этот процесс, используя телефон, чтобы купить еду и напитки через защищенные платежные операции. Мобильные платежи могут существенно сократить очереди. Еще более привлекательными выглядят такие платежи, если учесть, что студентам легко будет следить за своими расходами, отслеживая историю платежей.
Первым подобную систему начал использовать Денверский Университет в студенческом кафе «Фасоль». В дополнение к платежам, система позволяет использовать механизм обмена сообщениями для маркетинговых кампаний, ориентированных на студентов.
8. Мобильный маркетинг
Чтобы быть успешным маркетологом, вы должны воздействовать на свой целевой рынок. Легко определить такой студенческий целевой рынок по мобильным телефонам. Исследования, проведенные в Ball State University, показали, что у 97% студентов есть сотовый телефон.
Луисвиллский Университет совместно с другими колледжами, воспользовались возможностью сотовой связи, используя QR-коды, SMS маркетинг, и вышеупомянутые мобильные приложения, чтобы связаться с потенциальными студентами. Для Луисвиллского Университета мобильный маркетинг оказался особенно ценным, поскольку его потенциальные студенты, как выяснилось впоследствии, не проверяли электронную почту регулярно, зато обращали внимание на свои телефоны. Администрация Университета теперь может делиться со студентами информацией, а также имеет обратную связь.
9. Мобильные опросы
Системы реагирования, которые позволили бы преподавателям получать от обучающихся ответы в рамках электронных опросов, стоят, как правило около 1200 долларов за каждый класс. Но, используя имеющиеся в наличии сотовые телефоны студентов, цена вопроса может быть уменьшена всего до 50 долларов в год.
С помощью таких программ, как Poll Everywhere и Mobile Messenger или даже просто SMS, учителя могут, используя образовательные программы, проводить флэш-викторины в классе. Также мобильные устройства могут использоваться при проведении тестирования, выполнении и проверке домашних заданий и многого другого.
Важно поощрять студентов извлекать из взаимодействия с телефонами образовательную пользу, вместо того, чтобы использовать устройства, как развлечение.
Источник: http://www.mobl21.com/blog/28/9-ways-mobile-is-moving-into-academia/
Так хочется, чтобы занятия онлайн были полезны для учеников и облегчали работу учителя. Как организовать дистанционное обучение грамотно и сделать его эффективным?
Программное обеспечение для организации урока
Организация дистанционного урока в школе заставляет решать два вопроса: какая система видеотрансляции будет наиболее удобна для проведения дистанционного занятия и как проверять присылаемые работы учащихся.
Системы видеотрансляций
- Регистрация в Сферум обязательна для всех учащихся школ, поскольку именно его Министерство просвещения настоятельно рекомендует для проведения дистанционных занятий. Это всё бесплатно и доступно с любого устройства, нет ограничения по количеству участников. Плюс есть зал ожидания, чат.
- Google Meet и Яндекс Телемост. Оба бесплатные. Первый не ограничивает количество участников, во втором — до 40 человек. Можно делиться экраном, делать видеозапись с компьютера. Чтобы попасть на занятие, нужна ссылка.
- ZOOM. Традиционно лидирует, так как понятен, прост в использовании, есть бесплатная версия. Можно разделить обучающихся на группы и работать в нескольких сессионных залах. Несомненные плюсы ZOOM — демонстрация экрана и онлайн-доска, передача мышки. У Сферум, Google Meet и Яндекс Телемост этих услуг нет.
Несколько месяцев назад ZOOM ограничил время для бесплатной конференции 40 минутами независимо от количества участников. К тому же сервис иностранный, может исчезнуть из российского Интернета.
- Видеозвонки в Telegram, Viber, WhatsApp, а также звонки ВК. Да, эти сервисы не предназначены для ведения уроков, но в случае острой нужды выручат.
- Edvibe создана для обучения, поэтому здесь можно видеть в реальном времени, что делает ученик, настроить автопроверку ответов. Возможно даже на основе сервиса создать свой сайт, там конструировать с помощью шаблонов уникальные уроки или пользоваться готовой базой.Но эта платформа платная (от 400 руб), предназначена только для индивидуальных занятий. Вместо доски чат, что тоже не очень удобно.
- Чуть удобнее Pruffme, поскольку можно заниматься как индивидуально, так и в парах/ мини- и больших группах: есть формат видеоконференции и сессионные залы. Учитель может делиться экраном и делать запись урока. Но сервис дороговат (для групп от 4000 в месяц). Да и интерактивная доска — дополнительно за отдельную плату.
- Есть китайский VOOV с практически таким же наполнением, как и Zoom: доска, совместное использование экрана, сессионные комнаты. Но весь интерфейс на английском и восточных языках, нет передачи мыши. В бесплатном тарифе дается 45 минут на занятие.
Проверка работ
Google-формы можно использовать как для тестирования, так и для сбора работ «от руки». Последнее лучше, чем когда работы присылают на почту: в «шапке» формы ученик должен указать ФИО, класс и прочие данные, а потом уже прикрепить работу.
Задавая фильтры, можно отсортировать работы по классам и алфавиту. Так точно узнаем, кто выполнил задание, а кто лентяйничал.
Для онлайн-тестирования удобен Online Test Pad. Плюсы:
- различные варианты вопросов: закрытые, открытые, несколько ответов, на соотнесение,
- можно задать период выполнения теста, ограничение по количеству прохождений, запрет на копирование вопросов и автоматическое завершение теста при попытке открыть сторонний сайт (так детки не смогут подсмотреть ответы),
- таймер на прохождение теста,
- возможность прописать обязательное заполнение ФИО участника, чтобы знать, кто какую работу сделал,
- сервис ведёт статистику успехов в целом и по вопросам: в дальнейшем легко провести работу над ошибками и закрепление, компилируя новый тест из сложных вопросов старых (при этом заданные параметры у вопросов сохранятся, а учитель сэкономит время),
- подойдет для проведения логических игр, опросов, создания кроссвордов,
- учащимся для выполнения достаточно ссылки.
Уникален Сloudtext.ru. Позиционируется как платформа для репетиторов. Она позволяет делиться своими материалами, проводить тестирование, следить за прогрессом учеников (автоматически заполняется таблица с их результатами). Но главное — сохранение в базе и распознавание работ «от руки» с возможностью письменно или голосом прокомментировать конкретную часть работы ученика.
Для создания заданий с автопроверкой подойдут Учи.ру, ЯндексУчебник, ВЗнания, ЯКласс. Каждая платформа предлагает различные виды бесплатных заданий, есть готовые шаблоны и упражнения.
Не забываем про Skysmart. Его несомненное преимущество — связь с Dnevnik.ru Размещаем ссылку на работу в Dnevnik.ru; ученикам на Skysmart регистрироваться не надо (копируется список класса из Dnevnik.ru). После выполнения работы результаты автоматически вводятся в журнал класса.
Главное правило сервисов, в которых учитель сам вводит задания — самопроверка. Мы можем случайно задать неверный вариант как правильный и тем самым снизить отметку ученикам, которые не повторят нашу ошибку. Также нужны чёткие правила выполнения упражнений. В самом вопросе расписываем, как должен отвечать школьник (например, «ответ ввести с маленькой буквы без пробела»). Если ученик ответит не так, как было заложено учителем в тесте, система ответ ученика посчитает ошибочным.
Как передать обучающий контент
- В школах обязательным условием онлайн обучения стали инструктивные карты для каждого дистанционного урока. Это документ Word, в котором учитель подробно расписывает ход урока, прикрепляет ссылки на обучающие видео, вставляет картинки, схемы и прочее. Размещаются инструктивные карты как домашнее задание в Dnevnik.ru.
Помним, что видеоматериал лучше брать с одобренных учебной организацией сайтов, чтобы избежать, например, появления рекламы 18+.
- Сферум. Материал можно размещать для каждого класса отдельно.
- Группа ВКонтакте. Лучше закрытая, для каждого класса.
- Канал в Telegram.
В двух последних вариантах легко наладить обратную связь («Дети, ставим +, кто прочитал»), чтобы потом знать, кто материал изучил, а кому придется напомнить про уроки.
- Getcourse.ru. Сервис исключительно платный и достаточно дорогой, но хорошо подойдёт репетиторам для организации образовательного курса.
Ошибки при организации дистанционного обучения
Пытаемся проводить дистанционное занятие как урок в школе
В образовательной организации часто урок держится на харизме и ораторских навыках учителя. Плюс сама атмосфера школы настраивает на обучение. Дистанционное занятие расслабляет и часто воспринимается школьниками как необязательное, почти каникулы. Чтобы проводить онлайн занятия интересно и наглядно, необходимо использовать различные сервисы для организации самого занятия и для подачи материала.
Для организации дистанционного обучения используем только мессенджеры
Самый распространенный, неудобный и малоэффективный вариант сбора и проверки заданий — фото/ скан выполненного задания, которое школьники пересылают на почту, WhatsApp, Telegram. Такие работы проверять придётся вручную, фото часто некачественные. Это займёт слишком много времени учителя. Плюс никто не даст гарантию, что работа выполнена самим учеником и самостоятельно.
Мессенджеры можно применять в крайнем случае для группового звонка, например, для лекций, семинаров в маленьких группах. Лучше использовать специализированные образовательные сервисы и платформы.
Задаём очень много заданий на дом
В данном случае количество не станет качеством. Наоборот, такой подход вызовет негатив и у школьников, и у их родителей. Лучше давать несколько небольших разнообразных упражнений для закрепления материала.