Могут ли забирать телефоны в школе

Смартфоны на уроке — враги или помощники?

Мы уже писали о принятии парламентом Франции закона о запрете использования смартфонов в школе. Законопроект спорный, есть как сторонники такой инициативы, так и ярые противники. Российские педагоги тоже отреагировали неоднозначно. Например, одни учителя считают, что невозможно отрицать цифровой прогресс, нужно лишь научиться использовать его во благо. Так, директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер в своём интервью каналу «360» поделился мнением: «Смартфон — это часть жизни. Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Учителям необходимо делать уроки нескучными, интересными, можно подключать телефоны. Я уверен, что телефоны в руках детей влияют только на психику взрослых».

А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный. На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.

Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения. В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов. На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.

Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».

Юридическая сторона вопроса

Имущество

В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.

В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.

Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ. Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).

Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц. Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст. 209) «Содержание права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст. 211 «Риск случайной гибели имущества»).

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

Купить

Хранение

Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).

В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст. 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п. 3 «Форма договора хранения»).

Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.

Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ («Содержание права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).

Читайте ещё:

  • Где находится школа без классов, кабинетов и смартфонов
  • 10 советов молодым учителям
  • Конфликт между учителем и учеником: кто прав?
  • Правовой статус педагогических работников
  • Мобильные телефоны на уроке: запретить или разрешить?

В чём же подвох?

Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.

Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д. Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.

Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство». В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.

Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):

«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».

В помощь учителю

Помочь доказать свою невиновность смогут видеокамеры, если таковые есть в кабинете. Но, во-первых, не все классные комнаты в российских школах (да что там «не все», если брать показатели по стране, то можно сказать «почти нигде») оснащены видеокамерами, а во-вторых, на видео должно быть чётко видно, что преподаватель никак не мог сломать телефон. К примеру, если учитель и коробка будут не под тем углом к камере, даже при наличии видео невозможно будет доказать невиновность преподавателя.

Поддержать своего учителя могут остальные ученики в классе, давая показания о том, что учитель не ломал гаджет. Но ведь школьник может получить свой телефон обратно последним, когда все ученики уже покинут класс. Тогда учитель остаётся без свидетелей и без записи с камеры.

В целом, учитель вполне может справиться с доказательством своей невиновности. Но легко представить, скольких сил и нервов ему это будет стоить. Поэтому, в данной ситуации, стоит предусматривать ВСЕ варианты развития событий и лучше лишний раз себя обезопасить, не беря на хранение имущество учеников. По возможности стоит объяснить школьникам важность самостоятельного отказа от использования мобильных телефонов во время урока (то есть ученики сами не будут доставать сотовые), либо построить урок так, что эксплуатация гаджетов станет частью обучения.

Также, как вариант, администрация может принять в пределах своей компетенции локальный акт, описывающий порядок сдачи гаджетов на хранение. Таким образом, ответственность за сохранность имущества будет нести не один учитель, а вся администрация общеобразовательного учреждения.

Естественно, никто не говорит о том, что ученики только и ждут того момента, как «подставить» своего учителя. Нет, подобных ситуаций на практике происходит не так много, но они есть. Поэтому для преподавателя разумнее учесть все «опасные» моменты ситуации и обезопасить себя заранее.

#ADVERTISING_INSERT#

Вузы МВД » Новости » Законно ли отбирать смартфон у школьника с сентября 2022 года: что грозит учителю – последние новости на сегодня

Запрет телефонов в школах

В Рос­сии День зна­ний в 2022 году начал­ся с резо­нанс­ной ново­сти о запре­те мобиль­ных теле­фо­нов в шко­лах. Соглас­но офи­ци­аль­ным доку­мен­там, теперь гад­же­том запре­ще­но поль­зо­вать­ся во вре­мя уро­ков. Но может ли учи­тель забрать смарт­фон, если ребе­нок игно­ри­ру­ет дан­ное пра­ви­ло? Что гро­зит педа­го­гу в этом слу­чае? Рас­ска­жем ниже.

Содер­жа­ние

  • 1 Запрет теле­фо­нов в шко­лах – что извест­но на сегодня
  • 2 Когда имен­но нель­зя поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школах
  • 3 Закон­но ли отби­рать смарт­фон у уче­ни­ка: что гро­зит учителю
  • 4 Кто может поль­зо­вать­ся теле­фо­ном во вре­мя уроков
  • 5 Поче­му запре­ти­ли поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школе

Запрет теле­фо­нов в шко­лах – что извест­но на сегодня

Нака­нуне 1 сен­тяб­ря министр обра­зо­ва­ния Сер­гей Крав­цов напом­нил школь­ни­кам о новых стан­дар­тах. Соглас­но этим пра­ви­лам, в шко­лах запре­ще­но поль­зо­вать­ся сото­вы­ми теле­фо­на­ми как сред­ством обучения.

Чинов­ник отме­тил, что гад­же­ты отвле­ка­ют детей от заня­тий. Мно­гие учи­те­ля и роди­те­ли при­дер­жи­ва­ют­ся ана­ло­гич­но­го мне­ния, но ини­ци­а­ти­ва была вос­при­ня­та неоднозначно.

Когда имен­но нель­зя поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школах

Извест­но, что запрет на поль­зо­ва­ние сред­ства­ми свя­зи во вре­мя обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са рас­про­стра­ня­ет­ся на все уро­ки. При этом огра­ни­че­ния не дей­ству­ют во вре­мя пере­мен и пери­о­да после уро­ков. После учеб­но­го про­цес­са дети смо­гут свободно:

  • общать­ся с ровес­ни­ка­ми и родственниками;
  • про­ве­рять элек­трон­ную почту;
  • играть;
  • про­во­дить вре­мя в соци­аль­ных сетях.

Как объ­явил Сер­гей Крав­цов, шко­лы будут при­ни­мать реше­ние о запре­те мобиль­ных устройств инди­ви­ду­аль­но в соот­вет­ствии с зако­ном «Об обра­зо­ва­нии». Все­во­лод Лухо­виц­кий, пред­ста­ви­тель меж­ре­ги­о­наль­но­го проф­со­ю­за «Учи­тель», отме­тил, что все будет зави­сеть от пози­ции адми­ни­стра­ций школ, роди­те­лей и самих учеников.

Ири­на Волы­нец, гла­ва Наци­о­наль­но­го роди­тель­ско­го коми­те­та, отме­ти­ла, что неко­то­рые учи­те­ля уже дав­но про­сят детей убрать мобиль­ные теле­фо­ны в спе­ци­аль­ный общий шкаф­чик, забрать отку­да мобиль­ное устрой­ство они смо­гут толь­ко после окон­ча­ния заня­тий. Глав­ное, по сло­вам экс­пер­та, что­бы уче­ни­ки сами при­ни­ма­ли такие меры.

Волы­нец объ­яс­ни­ла, что не обя­за­тель­но пол­но­стью отби­рать теле­фон у ребен­ка. Луч­ше, если ребе­нок сам согла­сит­ся поло­жить его в сум­ку и выклю­чить звук на вре­мя урока.

Закон­но ли отби­рать смарт­фон у уче­ни­ка: что гро­зит учителю

Име­ет ли пра­во учи­тель отни­мать теле­фон у уче­ни­ка? Нет, в Рос­сии это запре­ще­но зако­ном, соглас­но Кон­сти­ту­ции. Смарт­фон при­над­ле­жит либо уче­ни­ку, либо его роди­те­лям, поэто­му учи­тель не име­ет пра­ва пося­гать на дан­ную собственность.

Учи­те­ля име­ют мно­же­ство дру­гих закон­ных мето­дов для того, что­бы уче­ник отка­зал­ся от теле­фо­на во вре­мя обу­че­ния. Так, напри­мер, соот­вет­ству­ю­щий запрет может быть про­пи­сан в уста­ве шко­лы. И если уче­ник не соблю­да­ет дан­ное пра­ви­ло, сна­ча­ла может после­до­вать заме­ча­ние или выго­вор. В слу­чае более злост­ных нару­ше­ний поряд­ков обра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния, уче­ни­ка могут исклю­чить из школы.

Кро­ме того, суще­ству­ют меры, кото­рые выхо­дят за рам­ки того, что тре­бу­ет­ся по зако­ну, и таким обра­зом ста­но­вят­ся тра­ди­ци­я­ми или обы­ча­я­ми. Напри­мер, это может быть вос­пи­та­тель­ная бесе­да меж­ду дирек­то­ром шко­лы и роди­те­ля­ми ребен­ка. Если уче­ник ведет себя так, что это гра­ни­чит с зако­ном, учи­тель может при­влечь соци­аль­ные служ­бы или пра­во­охра­ни­тель­ные органы.

Читай­те также

«Реше­ние при­ня­то, роди­те­ли в шоке!»: вве­дут ли в рос­сий­ских шко­лах дистан­ци­он­ку с 3 сен­тяб­ря 2022 года – послед­ние новости
Ско­ро стар­ту­ет новый учеб­ный год. Роди­те­ли школь­ни­ков опа­са­ют­ся, что детей пере­ве­дут на дистан­ци­он­ное обу­че­ние, как это было во вре­ме­на актив­но­го рас­про­стра­не­ния коро­на­ви­рус­ной инфек­ции. Все дело…

Кто может поль­зо­вать­ся теле­фо­ном во вре­мя уроков

На дан­ный момент шко­лы могут само­сто­я­тель­но при­ни­мать реше­ния об исполь­зо­ва­нии смарт­фо­нов в каж­дом кон­крет­ном слу­чае, учи­ты­вая при этом мне­ние роди­те­лей и уче­ни­ков. Так, тео­ре­ти­че­ски теле­фон может пона­до­бить­ся уче­ни­ку для того, что­бы немед­лен­но свя­зать­ся с роди­те­ля­ми. Одна­ко такие слу­чаи крайне редки.

«Мы как-то про­жи­ли без сроч­ных звон­ков», — отме­тил Алек­сандр Сне­гу­ров, заслу­жен­ный учи­тель РФ.

Неза­ви­си­мо от реше­ний школь­ных, госу­дар­ствен­ных или феде­раль­ных зако­нов, теле­фо­ны долж­ны оста­вать­ся у детей, кото­рым они необ­хо­ди­мы по меди­цин­ским пока­за­ни­ям. Гад­жет мож­но исполь­зо­вать, напри­мер, для про­вер­ки сер­деч­но­го рит­ма ребен­ка или уров­ня саха­ра в крови.

Поче­му запре­ти­ли поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школе

Смарт­фо­ны ста­ли важ­ным аспек­том совре­мен­ной жиз­ни для мно­гих людей. Дети могут часа­ми смот­реть на экран, играть в игры или про­смат­ри­вать соци­аль­ные сети. Во вре­мя обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти такое пове­де­ние при­во­дит к тому, что уче­ни­ки выпа­да­ют из учеб­но­го процесса.

Вла­ди­слав Куч­ма заявил, что мобиль­ные теле­фо­ны мож­но исполь­зо­вать для изу­че­ния учеб­ных мате­ри­а­лов, но гад­жет не иде­аль­но под­хо­дит для этой цели из-за раз­ме­ра экра­на. Он счи­та­ет, что для обра­зо­ва­ния луч­ше при­об­ре­сти план­шет, ноут­бук или дру­гое устрой­ство с диа­го­на­лью экра­на 11 дюй­мов или больше.

А вы ЗА запрет теле­фо­нов в школах?

ДаНет

Автор ста­тьи

Шеф-редак­тор отде­ла ново­стей. Все­гда в кур­се всех собы­тий в сфе­ре сред­не­го и выс­ше­го образования.


На сегодня эта публикация уже заработала 476,45 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Краткое содержание:

  1. Запрет теле­фо­нов в шко­лах – что извест­но на сегодня
  2. Запрет на мобильные телефоны для школьников с 1 сентября 2022 года
  3. Можно ли будет пользоваться мобильным телефоном на переменах
  4. Когда имен­но нель­зя поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школах
  5. Закон­но ли отби­рать смарт­фон у уче­ни­ка: что гро­зит учителю
  6. Кто может поль­зо­вать­ся теле­фо­ном во вре­мя уроков
  7. Поче­му запре­ти­ли поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школе
  8. Обсуждение

В Министерстве просвещения Российской Федерации рассказали о запрете на использование мобильных телефонов в школьных учреждениях. Новые ограничения для школьников вступят в силу с 1 сентября 2022 года.

В Рос­сии День зна­ний в 2022 году начал­ся с резо­нанс­ной ново­сти о запре­те мобиль­ных теле­фо­нов в шко­лах. Соглас­но офи­ци­аль­ным доку­мен­там, теперь гад­же­том запре­ще­но поль­зо­вать­ся во вре­мя уро­ков. Но может ли учи­тель забрать смарт­фон, если ребе­нок игно­ри­ру­ет дан­ное пра­ви­ло? Что гро­зит педа­го­гу в этом слу­чае?

Запрет теле­фо­нов в шко­лах – что извест­но на сегодня

Нака­нуне 1 сен­тяб­ря министр обра­зо­ва­ния Сер­гей Крав­цов напом­нил школь­ни­кам о новых стан­дар­тах. Соглас­но этим пра­ви­лам, в шко­лах запре­ще­но поль­зо­вать­ся сото­вы­ми теле­фо­на­ми как сред­ством обучения.

Чинов­ник отме­тил, что гад­же­ты отвле­ка­ют детей от заня­тий. Мно­гие учи­те­ля и роди­те­ли при­дер­жи­ва­ют­ся ана­ло­гич­но­го мне­ния, но ини­ци­а­ти­ва была вос­при­ня­та неоднозначно.

Запрет на мобильные телефоны для школьников с 1 сентября 2022 года

После того как представители Министерства просвещения России рассказали о новых ограничениях для школьников, у многих больше не осталось вопросов относительно того, можно ли использовать смартфоны в школьных учреждениях. Новый запрет на использование школьниками телефонов вступит в силу с 1 сентября 2022 года.

Согласно новым правилам, теперь российские школьники не имеют права использовать свои мобильные устройства на уроках. Министр образования Сергей Кравцов объяснил, что введение новых ограничений направлено на то, чтобы школьники меньше отвлекались во время уроков.

Что касается различных чрезвычайных происшествий, от которых никто не застрахован, то функция информирования ложится на плечи “ответственных лиц”. Министр успокоил родителей и напомнил, что когда они учились в школах, мобильных телефонов не было, и в случае чего директора и завучи могли связаться. Поэтому ничего страшного в новом ограничении нет, это естественный процесс обучения.

Можно ли будет пользоваться мобильным телефоном на переменах

Родители российских школьников обеспокоены тем, что из-за нового ограничения, связанного с использованием мобильного телефона, они не смогут связаться со своими детьми. Однако министр просвещения Сергей Кравцов их успокоил, и объяснил, что пользоваться смартфонами нельзя только на уроках. Следовательно, до них или после окончания, а также во время школьных перемен учащиеся могут разговаривать со своими родителями по телефону.

Напомним, до того, как стало известно о новом ограничении, распространяющемся на использование смартфона в школе, советник российского президента Владимир Мединский во время своего выступления предложил учащимся на время уроков прятать мобильные устройства в свои личные шкафчики. Такое решение чиновник объяснил тем, что многие дети часто отвлекаются на смартфоны. Они постоянно играют или общаются в мессенджерах, в результате чего пропускают важную информацию, которую пытается до них донести учитель. Для начала советник Владимира Путина посоветовал протестировать свой метод в одной из столичных школ.

Когда имен­но нель­зя поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школах

Извест­но, что запрет на поль­зо­ва­ние сред­ства­ми свя­зи во вре­мя обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са рас­про­стра­ня­ет­ся на все уро­ки. При этом огра­ни­че­ния не дей­ству­ют во вре­мя пере­мен и пери­о­да после уро­ков.

После учеб­но­го про­цес­са дети смо­гут свободно:

  • общать­ся с ровес­ни­ка­ми и родственниками;
  • про­ве­рять элек­трон­ную почту;
  • играть;
  • про­во­дить вре­мя в соци­аль­ных сетях.

Как объ­явил Сер­гей Крав­цов, шко­лы будут при­ни­мать реше­ние о запре­те мобиль­ных устройств инди­ви­ду­аль­но в соот­вет­ствии с зако­ном «Об обра­зо­ва­нии». Все­во­лод Лухо­виц­кий, пред­ста­ви­тель меж­ре­ги­о­наль­но­го проф­со­ю­за «Учи­тель», отме­тил, что все будет зави­сеть от пози­ции адми­ни­стра­ций школ, роди­те­лей и самих учеников.

Ири­на Волы­нец, гла­ва Наци­о­наль­но­го роди­тель­ско­го коми­те­та, отме­ти­ла, что неко­то­рые учи­те­ля уже дав­но про­сят детей убрать мобиль­ные теле­фо­ны в спе­ци­аль­ный общий шкаф­чик, забрать отку­да мобиль­ное устрой­ство они смо­гут толь­ко после окон­ча­ния заня­тий. Глав­ное, по сло­вам экс­пер­та, что­бы уче­ни­ки сами при­ни­ма­ли такие меры.

Волы­нец объ­яс­ни­ла, что не обя­за­тель­но пол­но­стью отби­рать теле­фон у ребен­ка. Луч­ше, если ребе­нок сам согла­сит­ся поло­жить его в сум­ку и выклю­чить звук на вре­мя урока.

Закон­но ли отби­рать смарт­фон у уче­ни­ка: что гро­зит учителю

Име­ет ли пра­во учи­тель отни­мать теле­фон у уче­ни­ка? Нет, в Рос­сии это запре­ще­но зако­ном, соглас­но Кон­сти­ту­ции. Смарт­фон при­над­ле­жит либо уче­ни­ку, либо его роди­те­лям, поэто­му учи­тель не име­ет пра­ва пося­гать на дан­ную собственность.

Учи­те­ля име­ют мно­же­ство дру­гих закон­ных мето­дов для того, что­бы уче­ник отка­зал­ся от теле­фо­на во вре­мя обу­че­ния. Так, напри­мер, соот­вет­ству­ю­щий запрет может быть про­пи­сан в уста­ве шко­лы. И если уче­ник не соблю­да­ет дан­ное пра­ви­ло, сна­ча­ла может после­до­вать заме­ча­ние или выго­вор. В слу­чае более злост­ных нару­ше­ний поряд­ков обра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния, уче­ни­ка могут исклю­чить из школы.

Кро­ме того, суще­ству­ют меры, кото­рые выхо­дят за рам­ки того, что тре­бу­ет­ся по зако­ну, и таким обра­зом ста­но­вят­ся тра­ди­ци­я­ми или обы­ча­я­ми. Напри­мер, это может быть вос­пи­та­тель­ная бесе­да меж­ду дирек­то­ром шко­лы и роди­те­ля­ми ребен­ка. Если уче­ник ведет себя так, что это гра­ни­чит с зако­ном, учи­тель может при­влечь соци­аль­ные служ­бы или пра­во­охра­ни­тель­ные органы.

Кто может поль­зо­вать­ся теле­фо­ном во вре­мя уроков

На дан­ный момент шко­лы могут само­сто­я­тель­но при­ни­мать реше­ния об исполь­зо­ва­нии смарт­фо­нов в каж­дом кон­крет­ном слу­чае, учи­ты­вая при этом мне­ние роди­те­лей и уче­ни­ков. Так, тео­ре­ти­че­ски теле­фон может пона­до­бить­ся уче­ни­ку для того, что­бы немед­лен­но свя­зать­ся с роди­те­ля­ми. Одна­ко такие слу­чаи крайне редки.

«Мы как-то про­жи­ли без сроч­ных звон­ков», — отме­тил Алек­сандр Сне­гу­ров, заслу­жен­ный учи­тель РФ.

Неза­ви­си­мо от реше­ний школь­ных, госу­дар­ствен­ных или феде­раль­ных зако­нов, теле­фо­ны долж­ны оста­вать­ся у детей, кото­рым они необ­хо­ди­мы по меди­цин­ским пока­за­ни­ям. Гад­жет мож­но исполь­зо­вать, напри­мер, для про­вер­ки сер­деч­но­го рит­ма ребен­ка или уров­ня саха­ра в крови.

Поче­му запре­ти­ли поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школе

Смарт­фо­ны ста­ли важ­ным аспек­том совре­мен­ной жиз­ни для мно­гих людей. Дети могут часа­ми смот­реть на экран, играть в игры или про­смат­ри­вать соци­аль­ные сети. Во вре­мя обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти такое пове­де­ние при­во­дит к тому, что уче­ни­ки выпа­да­ют из учеб­но­го процесса.

Вла­ди­слав Куч­ма заявил, что мобиль­ные теле­фо­ны мож­но исполь­зо­вать для изу­че­ния учеб­ных мате­ри­а­лов, но гад­жет не иде­аль­но под­хо­дит для этой цели из-за раз­ме­ра экра­на. Он счи­та­ет, что для обра­зо­ва­ния луч­ше при­об­ре­сти план­шет, ноут­бук или дру­гое устрой­ство с диа­го­на­лью экра­на 11 дюй­мов или больше.

Источник ftimes.ru

Федеральным законодательством установлен запрет на использование средств  связи исключительно при проведении итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В то же время Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность обучающихся выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В целях недопущения дестабилизации образовательного процесса существует практика установления образовательными организациями в локальных нормативных актах правил пользования сотовыми телефонами (например, отключение телефонов во время нахождения в школе или во время проведения урока, отключение звуковых сигналов, использование телефонов на переменах,  передача телефона под ответственное хранение и др.). Действия учителя в данном случае также должны быть регламентированы.

Однако право собственности на имущество, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, не может быть ограниченно локальным актом образовательной организации.

Таким образом, учитель и сотрудники школы не вправе забирать телефоны и иные устройства учеников.

При закреплении в уставе школы запрета на использование телефонов во время учебного процесса, ученики должны его выполнять.

Прокуратура области

Имеет ли право учитель забирать телефон у ученика на уроке?

Федеральным законодательством установлен запрет на использование средств  связи исключительно при проведении итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В то же время Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность обучающихся выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В целях недопущения дестабилизации образовательного процесса существует практика установления образовательными организациями в локальных нормативных актах правил пользования сотовыми телефонами (например, отключение телефонов во время нахождения в школе или во время проведения урока, отключение звуковых сигналов, использование телефонов на переменах,  передача телефона под ответственное хранение и др.). Действия учителя в данном случае также должны быть регламентированы.

Однако право собственности на имущество, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, не может быть ограниченно локальным актом образовательной организации.

Таким образом, учитель и сотрудники школы не вправе забирать телефоны и иные устройства учеников.

При закреплении в уставе школы запрета на использование телефонов во время учебного процесса, ученики должны его выполнять.

Прокуратура области

Первый в сезоне «Шлем» стартует в ближайший понедельник – 16 января. Нас ждёт жаркая борьба не только за титулы в мужском и женском одиночных разрядах, но и продолжение соперничества за звание первой ракетки мира у мужчин.

Королевство Новака Джоковича

Australian Open – самый «юный» из четырёх турниров «Большого шлема». Первый раз он был проведён в 1905 году и долго скитался по разным городам Австралии и даже Новой Зеландии. В 1972 году Australian Open окончательно обосновался в Мельбурне, а в теннисный центр Мельбурн-парк переехал в 1988 году. Тогда же поменяли травяное покрытие на хард. Рекордсменом соревнования является Новак Джокович, побеждавший здесь девять раз. У женщин вне конкуренции австралийка Маргарет Корт с 11 титулами. У Серены Уильямс таких побед семь.

Финалисты последних лет в сборе

Осенью 2022 года официально завершил карьеру шестикратный чемпион Australian Open Роджер Федерер. Последний раз он побеждал в Мельбурне в 2018 году, когда обыграл в финале Марина Чилича. Сейчас ни Федерера, ни Чилича, который снялся в последний момент из-за травмы, в сетке нет, зато в строю все финалисты этого турнира последних четырёх лет – Доминик Тим, Рафаэль Надаль, Новак Джокович и Даниил Медведев.

Даниил Медведев на Australian Open — 2022

Даниил Медведев на Australian Open — 2022

Фото: Anadolu Agency via Getty Images

Причём россиянин был в решающем матче Australian Open два последних года подряд. В 2021-м он проиграл Джоковичу, а в 2022-м – Надалю. Повезёт ли ему в этот раз?

Как россияне покоряли Австралию

Australian Open для российских теннисистов довольно успешный турнир «Большого шлема». В одиночном разряде сначала здесь победил Евгений Кафельников в 1999 году. В 2005-м здесь первенствовал Марат Сафин. У женщин отличилась Мария Шарапова, ставшая чемпионкой 2008 года. В парном разряде победительницами становились три россиянки – Анна Курникова (1999, 2002), Светлана Кузнецова (2005, 2012), Вера Звонарёва (2012). В миксте побеждали Андрей Ольховский (1994), Елена Бовина (2004), Елена Лиховцева (2007), Елена Веснина (2016). Отметим также успех белоруски Натальи Зверевой в 1990 году, когда она выступала под флагом СССР.

Марат Сафин — чемпион Australian Open — 2005

Марат Сафин — чемпион Australian Open — 2005

Фото: Clive Brunskill/Getty Images

Возвращение Джоковича на Зелёный континент

Год назад девятикратный чемпион Australian Open Новак Джокович со скандалом был депортирован из Австралии. Причём, помимо запрета на участие в турнире, где он собирался защитить титул, сербу ещё достался трёхлетний бан на получение австралийской визы. Но прошёл всего год, и ситуация в корне изменилась. Джокович по-прежнему отказывается вакцинироваться, но сейчас его с радостью встретили в Австралии, он блестяще выступил на турнире в Аделаиде, завоевав свой 92-й в карьере титул, и вовсю готовится в Мельбурне к старту.

Чемпионки в декретном отпуске

Уникальная ситуация сложилась с бывшими чемпионками Australian Open. Победительница турнира-2022 австралийка Эшли Барти в марте того же года объявила о завершении карьеры, а совсем недавно стало известно, что она ожидает ребёнка. Отказавшаяся от участия в последний момент Наоми Осака, побеждавшая в Мельбурне в 2019-м и 2021-м, тоже объявила о беременности. Причём японка уже сообщила, что собирается приехать на Зелёный континент в 2024-м. Взяла паузу в карьере по той же самой причине и чемпионка-2016 Анжелика Кербер из Германии.

Совсем недавно родила второго ребёнка победительница-2018 датчанка Каролина Возняцки, которая, правда, возвращаться в тур не собирается. Напомним, и Серена Уильямс выиграла тут свой последний «Шлем» в 2017-м, будучи беременной. Ну и, конечно, чемпионка-2008 Мария Шарапова в минувшем сезоне тоже стала мамой. Таким образом, из победительниц Australian Open прошлых лет в сетке-2023 значатся только две теннисистки – американка Софья Кенин (2020) и белоруска Виктория Азаренко (2012, 2013), у которой, кстати, тоже есть ребёнок.

Борьба за первое место у мужчин

В нынешнем турнире из-за травмы не участвует лидер мирового рейтинга Карлос Алькарас. При определённом раскладе он может потерять первую строчку. Сместить его могут три теннисиста – Стефанос Циципас, Каспер Рууд и Новак Джокович. Циципасу или Джоковичу необходим для этого титул, а Рууду может хватить выхода в финал, если соперником не будет Стефанос или Новак. Надаль, даже если защитит прошлогодний титул, не сможет обойти Алькараса. Медведеву тоже защищать массу очков за прошлый финал, и если он этого не сделает, то рискует с восьмого места рейтинга ATP откатиться за пределы топ-10.

Рекордный призовой фонд

Australian Open в этом году снова увеличил призовой фонд – на этот раз до рекордных 76,5 млн австралийских долларов, что на 3,38% больше, чем в прошлом сезоне. Правда, при переводе на американские доллары сумма даже уменьшилась из-за изменения курса местной валюты – с $ 54,7 млн до $ 51,3 млн. Чемпион в одиночном разряде получит AUS $ 2,975 млн, что на 100 тыс. больше, чем в прошлом году заработали Рафаэль Надаль и Эшли Барти. Финалистам достанется AUS $ 1,625 млн.

Пять дебютантов Australian Open

Россию в одиночных сетках Australian Open – 2023 представляют 20 игроков. У мужчин это привычная четвёрка – Даниил Медведев (7-й номер посева), Андрей Рублёв (5), Карен Хачанов (18) и Аслан Карацев, а также закрепившийся в топ-100 рейтинга ATP в октябре прошлого года Роман Сафиуллин. Кроме того, в основе в статусе лаки-лузера оказался Павел Котов. У девушек сыграют Дарья Касаткина (8), Вероника Кудерметова (9), Людмила Самсонова (18), Екатерина Александрова (19), Анастасия Потапова, Анна Калинская, Варвара Грачёва, Анна Блинкова, Камилла Рахимова, попавшие в основу по замороженному рейтингу Анастасия Павлюченкова и Евгения Родина, а также три квалифаера – Диана Шнайдер, Полина Кудерметова и Оксана Селехметьева. Отметим, что для Котова, Рахимовой и Селехметьевой это будет дебютный Australian Open, а для Шнайдер и Полины Кудерметовой – вообще первый «Шлем».

Расклад мужской сетки

Жребий распределил представителей топ-8 посева таким образом, что Даниил Медведев (7) попал в четверть к Рафаэлю Надалю (1), так что повторение прошлогоднего финала если и возможно по составу, то теперь уже на стадии 1/4 финала. Вторую потенциальную пару четвертьфинала в верхней половине сетки составили Стефанос Циципас (3) и Феликс Оже-Альяссим (6). В нижней части могут образоваться такие сочетания: Андрей Рублёв (5) – Новак Джокович (4) и Тейлор Фритц (8) – Каспер Рууд (2). Если говорить о россиянах, то самый непростой соперник в первом круге достался Сафиуллину – любимец местной публики и финалист Уимблдона-2022 Ник Кирьос (19). Непросто будет Карацеву в матче с Григором Димитровым (27), а Рублёву – с Тимом.

Расклад женской сетки

Топ-8 посева в женской сетке распределились так: Ига Свёнтек (1) – Кори Гауфф (7), Джессика Пегула (3) – Мария Саккари (6), Дарья Касаткина (8) – Каролин Гарсия (4) и Арина Соболенко (5) – Онс Жабер (2). Уже в первом круге в рамках женского турнира состоится российское дерби – Касаткина – Грачёва.

Вот 10 причин, почему надо следить за Australian Open – 2023. Нас ждёт феерический ТБШ. Турнир пройдёт в Мельбурне с 16 по 29 января.

Современные школьники не расстаются со смартфонами ни на секунду. Соблазн полистать интернет, посмотреть смешные видео или поиграть в игры слишком силен, особенно если урок выдался скучным. Преподавателям такое поведение, мягко говоря, не очень нравится. Некоторые из них даже позволяют себе отнимать у учеников гаджеты.

Имеет ли право учитель забирать телефон и что делать школьнику в таких случаях. Давайте разберемся в вопросе досконально.

Это статья УК РФ

Случаи, когда у детей в школах забирают телефоны, не такая уж большая редкость. Ребенку сложно что-то противопоставить взрослому и авторитетному преподавателю, который наделен какой-никакой властью, пусть и в рамках одного класса. Тем более, когда ребенок чувствует себя виноватым, ведь он действительно нарушил дисциплину. Право учителя отнять смартфон воспринимается как нечто само собой разумеющееся, но так ли это на самом деле? Может ли учитель забрать телефон в рамках закона?   

Конечно же нет, преподаватель не обладает компетенцией так поступать. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с конституцией и уголовным кодексом Российской федерации. Никто не имеет права отнимать чужое имущество, а имуществом, в свою очередь, считается любой предмет, который был подарен человеку или куплен им на собственные деньги. Смартфон — точно такое же личное имущество, да еще и довольно дорогое.

Так что ничего забирать учитель не имеет права. Более того, отобрать чужой смартфон силой или угрозами, согласно уголовному кодексу, тянет на открытое хищение, другими словами, на настоящий грабеж (статья 161 УК РФ). И не имеет никакого значения, какие мотивы при этом двигали учителем, почему он позволил себе лишнего и собирался ли когда-нибудь вернуть гаджет владельцу. Есть свершившийся факт, и полицейскими он будет трактоваться однозначно.

Однако это вовсе не значит, что у ученика развязаны руки. И он может свободно пользоваться гаджетами прямо на уроке, наплевав на замечания учителя. В школе действуют свои правила, исполнение которых обязательно, пусть даже они и не регламентированы УК РФ. Да, забирать телефоны у учащихся не могут, как и установить полный запрет на гаджеты. Но в уставе школы обычно прописано ограничение на их использование на уроках. И преподаватель в праве потребовать от нерадивого ученика спрятать телефон. Также он может сообщить о ненадлежащем поведении директору и потребовать призвать ученика к дисциплинарной ответственности. Ну и жалобы родителям никто не отменял. 

Что делать, если забрали телефон

Если в школах забирают телефоны, то не стоит оставлять это просто так. Особенно в случае, когда преподаватель забрал и не отдает гаджет на протяжении всего учебного дня. Учителя не должны пользоваться своим положением и ущемлять права учеников, отбирая их имущество без разрешения.

Конечно, не нужно сразу решать проблему радикально и писать заявление в полицию. Для начала стоит попробовать обратиться к самому учителю или руководству учебного заведения. Тихо, мирно и без скандалов объяснить, что смартфоны детей трогать нельзя.

Скорее всего вам пойдут навстречу, ведь закон в любом случае на вашей стороне. А для учителя серьезные разбирательства, как минимум, закончатся выговором, как максимум — увольнением. Вряд ли стоит ломать человеку карьеру за небольшой проступок, никто не идеален, и ошибаться свойственно всем.

Важно понимать, что проблема здесь не только в учителе, но и в ученике, который спровоцировал подобную реакцию. До уроков ему явно дела нет, раз вместо занятий и классной доски он предпочитает экран своего смартфона. А у учителя практически нет легальных способов воздействовать на ученика, когда он обнаглел окончательно и вообще не реагирует на замечания. 

Если вы родитель, то стоит провести со своим чадом серьезный разговор и объяснить, где можно пользоваться смартфоном и в каких местах делать этого не стоит ни в коем случае. Ну а если вы учащийся, то помните — защищать свои права действительно важно, но не менее важно проявлять сознательность. Поэтому оставьте гаджеты для перемен, они никуда от вас не денутся. А уроки посвятите тому, для чего они предназначены — получению знаний. 

Подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить крутые статьи

Telegram-канал с лучшими скидками и оперативным обновлением новостей

Geekville во «Вконтакте» — наша группа со всем актуальным контентом

– Заметила такую практику – когда сын в школе (второклассник), то не могу до него дозвониться, потому что телефон выключен. Задала вопрос, а он говорит о том, что учитель собирает у них телефоны перед началом уроков и отдает только после того, как обязательные уроки закончатся. Это вообще законно? И как быть, если я против таких действий учителя? А если мне надо срочно дозвониться до своего ребенка?

– Сегодня повсеместно можно услышать, что гаджетам в школе не место. Но законодательного запрета сегодня так и нет. Разберемся, кто прав, а кто виноват в данной ситуации.

СодержаниеПоказать

  • 💡 Законодательные положения о праве собственности на мобильный телефон
  • 📲 Что происходит – с правовой точки зрения, – когда ученик сдает телефон учителю
  • 👩‍🏫 Какие обязанности появляются у учителя в случае получения телефона на хранение
    • Общая ответственность
    • Рекомендации педагогу: что делать, если полученный на хранение телефон был поврежден или пропал
  • ❗ Ученикам и родителям на заметку. Право педагога требовать сдать телефон на хранение на время учебного процесса
    • Правила для ученика, который не хочет сдавать телефон на хранение
  • ✨ В качестве итога

💡 Законодательные положения о праве собственности на мобильный телефон

А вот тут все очень и очень сложно, и странно. И связано это с правильным толкованием правовой позиции.

Изначально при оформлении договора купли-продажи нужно понимать, кто и на какие средства этот телефон приобретает. Не уходя в правовые дебри, можно выделить две ситуации:

  • школьнику подарили деньги, и он на них приобрел себе гаджет;
  • смартфон или мобильный телефон был куплен родителями или законными представителями ребенка вне зависимости от возраста.

В первом случае в качестве собственника гаджета можно рассматривать ребенка. Но только при условии, что ему уже исполнилось 14 лет и родители оформили на его имя согласие на совершение сделок. Такое правило действует в соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса (ГК) РФ. Необходимость составления такого согласия связана с тем, что покупку смартфона очень сложно отнести к мелким бытовым сделкам – хотя бы в обывательском понимании.

Если согласие на совершение сделки не было дано, а телефон фактически приобретал родитель – пусть даже и на средства ребенка, и родитель же вписан в договор купли-продажи, а также в гарантийный талон, то собственником будет де-юре родитель.

Во второй ситуации собственником телефона является, безусловно, родитель, который имеет право распоряжаться своим имуществом в порядке статьи 209 ГК РФ, в том числе подарить этот телефон или передать его в безвозмездное пользование.

Как же решить вопрос в этом случае о том, кому принадлежит телефон? Только принять во внимание, что мог иметь место простой договор дарения, совершенный в порядке Главы 32 ГК РФ, то есть без нотариального оформления. Тогда, даже если в тексте договора купли-продажи содержится указание на то, что покупатель телефона – родитель ребенка или законный представитель, собственником гаджета все равно будет считаться ребенок.

📲 Что происходит – с правовой точки зрения, – когда ученик сдает телефон учителю

Договор хранения предусматривается статьей 886 ГК РФ. А по статье 887 форма такого договора может быть простой письменной, а может быть и устной, если это не противоречит требованиям закона. И для устных сделок в расчет нужно брать еще и статью 159 ГК РФ.

С юридической точки зрения, имеет место заключение в устной форме договора хранения. Но здесь есть один нюанс: данный договор будет иметь силу при заключении в устной форме только в том случае, если речь идет о стоимости гаджета до 10 тысяч рублей. Если стоимость передаваемого по требованию учителю на хранение телефона превышает 10 тысяч рублей, то должен быть заключен письменный договор хранения.

Но кто его должен заключать? Учитель и ученик? Или учитель и законный представитель ученика?

С юридической точки зрения, в данном случае ни о какой мелкой сделке речи быть не может, поэтому здесь нужно уточнить, что подобный договор может заключить либо родитель или законный представитель ученика с учителем, либо сам ученик, но если ему дано согласие от родителей на данное действие.

Но этот договор должен быть – только если очень сильно придираться ко всей ситуации.

В целом же, если учитель принял решение о необходимости собрать телефоны у своих учеников, то он должен выполнить главное условие, которое предусмотрено положениями части 1 статьи 886 ГК РФ – вернуть полученное на хранение имущество в целости и сохранности.

Собирают ли в вашей школе телефоны у учеников на время уроков?

Да, собирают – и это правильно: дети не отвлекаются от занятий на развлеченияДа, собирают, но я против этого – а как же право на частную собственность? И как дозвониться до ребенка тогда?Нет, не собирают, но заставляют выключать, чтобы ничего не мешалоНет, не собирают и вообще никак не контролируют процесс – все зависит только от совести самих учениковУ нас другая ситуация, расскажу в комментариях

👩‍🏫 Какие обязанности появляются у учителя в случае получения телефона на хранение

Если учитель собрал у учеников мобильные телефоны, то он должен быть готов к тому, что у него появятся определенные обязанности по отношению к полученному на хранение имуществу.

Общая ответственность

Общая ответственность, как уже было сказано выше, представлена положениями части 1 статьи 886 ГК РФ. И заключается она в том, что учитель обязан вернуть ученику полученный от последнего гаджет в целости и сохранности.

В том случае, если по каким-то причинам возникает угроза такому имуществу, то учитель, как хранитель, обязан предпринять все возможные действия, зависящие от него, которые позволят избежать такой угрозы или минимизировать возможный ущерб.

Рекомендации педагогу: что делать, если полученный на хранение телефон был поврежден или пропал

Если же по каким-то причинам телефон пострадал или вовсе был утрачен, то для учителя в данном случае начинает действовать принцип необходимости возмещения причиненного ущерба. Однако хвататься за голову и возмещать стоимость нового флагманского гаджета в случае его повреждения или потери не стоит, так как сначала необходимо выполнить следующие действия:

  • уведомить непосредственного руководителя (как правило, это директор образовательного учреждения) о ситуации. Вполне возможно, что такое уведомление необходимо будет составить в письменном виде, ссылаясь в том числе на локальные правовые акты образовательного учреждения, в которых указано требование о необходимости забирать у учеников мобильные телефоны;
  • уведомить родителей или иных законных представителей о произошедшем с имуществом ребенка;
  • в случае проведения служебной проверки по линии руководства образовательного учреждения дать подробные объяснения о случившемся.

Вот только в свидетели своих учеников призвать не получится – дети до 10 лет не дают показания вообще, так как, с правовой точки зрения, они не могут еще отдавать отчет в своих словах. Дети до 14 лет дают показания только в присутствии родителя, законного представителя, педагога или иного работника образовательного учреждения либо психолога, специально приставленного к нему. И даже в суде такие показания не оцениваются со стопроцентной вероятностью их принятия, в том числе из-за того, что дети в этом возрасте могут приукрасить известные им обстоятельства, а проверка на полиграфе в отношении детей не проводится. Единственный случай, когда можно привлечь в качестве свидетеля учащегося – если ему исполнилось 14 лет и он обладает частичной дееспособностью.

Учитель дает объяснения по факту случившегося. Но при этом следует понимать, что принудить к выплате материального ущерба учителя в случае повреждения или утраты гаджета может только суд. Исключение здесь только одно: если был подписан договор хранения, в котором указываются все права и обязанности сторон, то тогда учитель будет обязан возместить причиненный ущерб в том порядке и на тех условиях, которые указаны в тексте договора.

❗ Ученикам и родителям на заметку. Право педагога требовать сдать телефон на хранение на время учебного процесса

А теперь нужно разобраться в том, как быть ученику, если учитель требует сдать телефон. И здесь опять есть две ситуации:

  1. в Уставе образовательного учреждения указано, что ученик обязан перед началом занятий сдавать своему классному руководителю или руководству образовательного учреждения на хранение свой мобильный телефон. В этом случае ученик не имеет права отказываться сдавать телефон, так как во время учебного процесса на него распространяют свое действие локальные акты образовательного учреждения.
  2. в Уставе и других актах школы или иного образовательного учреждения нет требования о необходимости сдать телефон учителю или классному руководителю. Однако и в этом случае требование учителя если не сдать, то хотя бы выключить или перевести в беззвучный режим мобильный телефон не будет считаться незаконным. В этом случае они будут опираться на «Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях», подготовленных совместно Рособрнадзором и Роспотребнадзором. Утверждение этих Методических рекомендаций произошло еще 14 августа 2019 года.

Итак, в первой ситуации ученик обязан сдать телефон на хранение.

Во второй – телефон не обязательно сдается, но должен быть переведен либо в беззвучный режим, либо выключен полностью.

Санитарные нормы для школ и садиков. Обзор новых правил Роспотребнадзора

Читать

Семейное обучение. Как оформить перевод и что будет, если не пройти аттестацию

Подробнее

ЕГЭ 2021. Какие экзамены будут обязательными, а какие – отменят

Смотреть

Правила для ученика, который не хочет сдавать телефон на хранение

Если ученик не хочет сдавать свой мобильный телефон учителю, то он должен опираться на указанные выше правовые ситуации с фиксацией требования о сдаче гаджета учителю в локальных актах.

Если в локальных актах обязанность ученика сдать телефон на хранение указана, то ученик должен будет подчиниться.

Если такой обязанности нет, то ученику нужно будет подчиниться требованию сделать так, чтобы телефон не мешал образовательному процессу – то есть сделать те действия, которые предусмотрены указанными выше Методическими рекомендациями.

Свою позицию ученик обязан довести до сведения учителя, классного руководителя или представителя руководства школы строго во внеучебное время, чтобы не срывать образовательный процесс. В качестве такого времени рассматривается период времени до начала уроков, а также перемены между ними.

Права детей-сирот на бюджетные места в вузах. Что учесть абитуриенту для получения льготы в 2021 году

Читать

Школьный аттестат по новым правилам. Каких изменений ждать выпускникам и их родителям в 2021 году

Подробнее

Цифровая биография школьника. Какие сведения об ученике будут учитываться в электронном портфолио

Смотреть

✨ В качестве итога

Говорить о том, что учитель где-то и в чем-то нарушает требования законодательства, когда забирает у ученика телефон, слишком сложно. Так как в данном случае вопрос о том, кто и какими правами обладает, придется решать сразу в нескольких плоскостях, в том числе, с точки зрения допустимости использования любого гаджета во время образовательного процесса.

Более того, если после окончания уроков учитель возвращает ученикам их гаджеты, а не оставляет их себе, при этом телефоны остаются исправными и их внешний вид никак не испорчен, то никаких законов он не нарушает.

Однако и безоговорочно требовать сдать телефон учитель, не имея под своим требованием достаточной правовой базы, в том числе в виде локальных актов образовательного учреждения, не должен, так как это может стать причиной открытого конфликта с учениками. В любом случае сейчас этот вопрос находится на очень тонкой грани и может быть использован в свою пользу как сторонниками полного отсутствия гаджетов в школе, так и противниками такой ситуации.

Перед началом нового учебного года министр просвещения Сергей Кравцов заявил о запрете на использование мобильных телефонов в школах в 2022 году.

Разбираемся, как будет работать запрет на использование телефонов, какими правилами будет регулироваться, какие наказания грозят для нарушителей и что изменится для школьников и их родителей.

Как будет работать запрет на использование мобильных телефонов

Что изменилось. На самом деле – ничего. Запрет на использование мобильных телефонов действует еще с 2021 года. Согласно действующим санитарным правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»:

3.5.3. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.

Фактически это означает не запрет на звонки и сообщения близким, а недопустимость использования телефона в процессе обучения: для проверки домашних заданий или усвоения материала урока.

При этом на уроках могут использовать планшеты, интерактивные доски и ноутбуки, но с соответствующей диагональю и с учетом ограничения по времени до 20-30 минут (согласно 2.4.5 СП):

  • для интерактивной доски – 165,1 см;
  • для компьютера и ноутбука – 39,6 см;
  • для планшета – 26,6 см.

Мобильные телефоны имеют слишком маленький размер экрана, что негативно сказывается на зрении и ведет к нарушению осанки.

Можно ли брать телефон в школу. Использование телефонов запрещено только на уроках в учебных целях. Дети могут пользоваться телефонами на переменах, в перерывах или в экстренных случаях. Поэтому школьники могут брать телефон с собой и при необходимости звонить родным и близким.

Для чего ввели запрет. Чтобы дети смогли лучше сконцентрироваться на уроках и меньше отвлекались, а также для снижения рисков для их здоровья из-за электромагнитного излучения. Длительное использование ведут к нарушению психики: это проявляется в снижении работоспособности, гиперактивности, расстройстве сна, раздражительности.

По какому закону введут запрет на телефон

Отдельный закон, который бы регламентировал запрет на использование мобильных телефонов в стенах учебного заведения, принимать не планируют. Каждая школа может самостоятельно определить правила реализации запрета и прописать его в собственном положении или уставе.

Согласно пп.2 п.1 ст.43 ФЗ «Об образовании» ученики обязаны соблюдать требования устава, а также правила внутреннего распорядка. Следовательно, если запрет на использование телефона во время урока прописан в уставе, школьники не могут его игнорировать.

Есть ли санкции за нарушение запрета. Пока нет. Но на практике при введении запрета школы могут столкнуться с двумя проблемами. С одной стороны, учителя не имеют права отбирать мобильные телефоны у детей, с другой – если не ввести санкции для нарушителей, школьники будут просто игнорировать правила.

Плюсы и минусы запрета на телефон в школе

Учителя и родители разошлись в позиции относительно того, стоит ли вводить запрет на телефон в школе.  Доводы сторонников обычно тождественны официальной позиции Минпросвящения: телефоны отвлекают, портят зрение и негативно влияют на психику.

Противники нововведений полагают, что телефон нельзя рассматривать только как помеху обучению. Часто он помогает школьникам в обучении: поиске информации по предмету, хранении данных и пр. Тогда как аргументы сторонников запретов они видят неубедительными – когда телефонов еще не было, школьники все равно отвлекались на посторонние дела и проблему следует искать не в телефонах, а в неумении учителя удерживать внимание учеников.

Родители также отмечают, что покупают детям телефоны в целях безопасности: чтобы убедиться в местонахождении ребенка и всегда быть с ним на связи в нужный момент. Некоторым детям телефоны нужны по состоянию здоровья: для контроля сахара или сердечного ритма. Запрет на телефон для них может быть крайне опасен.

Может ли учитель отбирать мобильные телефоны у детей в школе

Планируется ли после введения запрета отбирать телефоны у детей. Нет. В санитарных правилах ничего не говорится о том, где должен храниться телефон во время урока.

Хотя такой вариант для решения проблемы ранее предлагали. Весной 2022 года Минпросвещения рекомендовало сдавать телефона при входе в школу или класс. Согласно совместным рекомендациям Рособрнадзора и Роспотребнадзора школьникам предлагали на выбор:

  • переводить телефоны в режим без звука;
  • сдавать телефоны в специальные места для хранения.

Вправе ли учитель отбирать телефоны у учеников. В некоторых школах учителя проявляют излишнюю инициативу и отбирают телефоны у учеников, чтобы они не отвлекались и не списывали. Такие действия являются противозаконными и противоречащими положениям Конституции:

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Учитель может только попросить выключить звук на время урока или отключить телефон, либо с согласия школьников собрать телефоны. Никто не может отбирать телефон у школьников насильно.

За использование телефона во время уроков учитель может сделать выговор или замечание, пригласить родителей для беседы.

Если учитель собрал телефоны с согласия школьников, он фактически заключает с ними договор ответственного хранения (согласно ст.886 «Договор хранения» гражданского кодекса). Это значит, что хранитель отвечает за сохранность переданного имущества. Если кто-то украдет или повредит телефон школьника, учителю или школе придется платить компенсацию.

Если учитель нарушает правила. Если учитель отбирает телефоны вопреки воле школьников, то можно обратиться к директору или комиссию по разрешению споров на базе школы.

Если решить конфликт так и не удалось, можно пожаловаться на действия учителя в департамент образования, Рособрнадзор или в прокуратуру. Стоит отметить, что прокуратура в большинстве случаев занимает позицию родителей в подобных спорах.

В связи с массовым распространением смартфонов, планшетов и «умных часов», школьников и родителей все чаще волнует вопрос: имеет ли право педагог или администрация учебного заведения запретить детям пользоваться гаджетами? Образовательные форумы буквально забиты вопросами вроде «правильно ли я поступил, забрав смартфон у 10-классника, игравшего на уроке» или «может ли ребенок ходить на занятия с умными часами». «Я ‒ родитель» разбирается в этой, сразу скажем, непростой проблеме.

К сожалению, однозначного универсального ответа на все эти вопросы не существует. Хотя гаджеты давно и плотно вошли в нашу жизнь, федеральное законодательство пока не отрегулировало правила их использования в образовательных учреждениях. Поэтому каждую отдельно взятую спорную историю приходится разбирать, используя Конституцию РФ, кодексы и общие положения Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации». При этом порою возникают определенные правовые коллизии. Итак, давайте обо всем по порядку.

Можно ли забирать у учащихся мобильные телефоны и другие гаджеты силой?

Конституция РФ и статья 209 Гражданского кодекса гарантируют собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Поэтому отобрать у школьника силой телефон, отнести его домой и держать у себя до следующего родительского собрания, как делают некоторые педагоги, учитель однозначно не в праве. Состава преступлений вроде «грабежа» в действиях педагога даже в этом случае, конечно, нет (так как отсутствует корыстный мотив), но права ребенка будут нарушены. О том, при каких обстоятельствах телефон может оказаться у учителя на законных основаниях, мы поговорим чуть ниже.

Может ли учитель или администрация школы запретить школьнику пользоваться гаджетами на территории образовательного учреждения?

А вот здесь ответ – однозначно да.

Статья 43 ФЗ № 273, описывающая обязанности учащихся, говорит о том, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила ее внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

Если в уставе или правилах внутреннего распорядка администрацией школы предусмотрен запрет на использование гаджетов, то родители учащегося автоматически соглашаются с ними с момента поступления ребенка в это образовательное учреждение. Отсюда совет: изучите документы, обратите внимание, что в них говорится об использовании телефонов, смарт-часов и т.д.

Более того, использование смартфона или планшета прямо на уроке явно препятствует осуществлению образовательной деятельности и, скорее всего, будет мешать другим детям усваивать учебный материал. Такое поведение определенно не вписывается в рамки уважительного отношения к педагогу и одноклассникам.

В этом случае учитель имеет право сделать замечание, объявить выговор или даже (если речь идет о старшекласснике, неоднократно нарушавшем порядок) поднять вопрос об отчислении учащегося из школы. Кроме того, есть меры, которые хоть и не прописаны прямо в «образовательном» законе, но морально устоялись и допустимы, исходя из других норм. Например, удаление ребенка из класса, беседа у директора, приглашение родителей, а если нарушение дисциплины сопряжено дополнительно с противоправными проявлениями – привлечение правоохранительных органов и социальных служб. Эти меры педагог также может принимать.

Компромиссной может быть ситуация, когда учитель спокойно предложит школьнику добровольно передать ему гаджет на хранение до конца урока. В данном случае право владения и пользования нарушено не будет, а учащийся избежит неприятностей, связанных с нарушением устава школы (если в нем предусмотрен запрет на гаджеты) и требований статьи 43 закона «Об образовании».

А как же быть с «умными часами»?

Это самый сложный вопрос. Многие родители хотят послушать, что именно говорят на уроках, и надевают детям устройства, позволяющие совершать звонок с так называемой «прослушкой», то есть позволяющий слышать все, что происходит вокруг ребенка. Педагогам это зачастую не нравится, и они требуют оставлять устройства дома. Кто же прав?

Это та ситуация, когда однозначного ответа, к сожалению, дать нельзя. Законодательство РФ использование «бытовых» гаджетов, не являющихся спецсредствами, не запрещает. Поэтому некоторые юристы советуют родителям «умные часы» использовать и не обращать внимания на позицию педагога.

Однако в этой ситуации есть несколько больших НО.

Во-первых, негласно подслушивать других людей нельзя. И если подобное всплывет, то учитель или родители одноклассников ребенка могут обратиться в связи с «тихим» использованием умных часов в суд.

Во-вторых, даже на «гласный» сбор личной информации нужно получать согласие у людей, интересы которых могут быть затронуты. В ходе использования «умных часов» вы можете, например, услышать, что у учительницы чем-то заболел муж, и она едет к нему в городскую больницу №2. Это – личная информация, которая вам адресована не была. Ну, или сидящие рядом с вашим ребенком дети могут обсуждать, где их родители держат дома деньги. Услышите нечто подобное – и при определенных обстоятельствах вас могут ожидать большие проблемы.

В-третьих, согласно трудовому законодательству, педагог может отказаться работать в условиях, не предусмотренных его трудовых договором. И не давать согласия вести уроки «под прослушкой», в принципе, является законным правом учителя.

Поэтому, если использование «умных часов» не запрещено уставом школы, гипотетически надеть их на ребенка является вашим законным правом. Но попытка реализовать на практике одну из их основных функций («радионяни», или «прослушки») может привести вас в суд. И не факт, что Фемида окажется на вашей стороне.

Отводя ребенка в школу, вы официально передаете его под ответственность образовательного учреждения, и формальных оснований контролировать его перемещение по учебному заведению у вас нет. Из соображений здравого смысла вы можете либо спокойно обсудить данный вопрос с педагогом, либо просить ребенка отключать часы при входе в школу и включать их после уроков.

В целом же, хотелось бы сказать, что, хотя правовые «рамки» всей нашей жизни задают законы, но и о вопросах морали и нормальных человеческих отношений забывать не стоит. Педагогика – это искусство, а учитель – живой человек, и в ситуации возникновения конфликта, реализовывать свои задачи, в результативности которых родители ребенка прямо заинтересованы, ему гораздо сложнее.

Олег Полевой

Не пропустите также:

  • Могут ли вычислить по номеру телефона
  • Мобильный телефон игрушка для детей
  • Могут ли взломать номер телефона
  • Мобильный телефон и ребенок
  • Могут ли в школе забирать телефон


  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии