Могут ли сотрудники полиции проверять телефон

Всю неделю ходили разговоры на уровне «моего знакомого остановили и проверили», что полицейские требуют у граждан телефоны (обычно на входах в метро), проверяют переписку и «неправильные» приложения… Об этом также написали многие СМИ после того, как новость о просмотре содержимого смартфонов появилась в ленте ТАСС (теперь она уже удалена). Пофантазировали на эту тему и на известном сатирическом ресурсе «ИА Панорама», сочинив историю о том, что несколько сотен казаков прошли курсы по проверке содержимого смартфонов граждан. На всякий случай отметим, что последнее – чистой воды вымысел ради развлечения.

В МВД России заявили, что информация о проверках полицейскими содержимого смартфонов граждан недостоверная. Официальный представитель ведомства Ирина Волк подчеркнула, что полицейские всегда действуют в рамках закона и подобных вольностей себе не позволяют.

Стоит ли бояться проверок содержимого смартфонов

В статье 23 Конституции РФ сказано следующее:

  1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
  2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Таким образом, проверить, какие программы установлены в вашем смартфоне и о чем вы переписываетесь, полицейские просто так не должны. Не потребуют они телефон, даже если вы будете листать ленты запрещенных в России соцсетей. Например, Facebook и Instagram (принадлежат корпорации Meta, которая запрещена в России как экстремистская).

Тверской суд Москвы указал в своем решении в отношении запрещенной корпорации, что граждане РФ могут продолжать пользоваться соцсетями:

«Данные меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов компании Meta физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности».

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Подробнее

Продвинем ваш бизнес

Проверка смартфона, которой не избежать

Однако!

В параграфе 16 пункта 1 статьи 13 закона «О полиции», а также в статье 27.7 КоАП РФ, говорится о том, что полицейские-таки вправе проверить ваш смартфон. Речь идет о личном досмотре, который, кстати, должен производиться лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Во время досмотра должен составляться протокол.

При этом полицейский не будет изучать содержимое телефона, а максимум попросит вас вынуть его из чехла, чтобы убедиться, что там не спрятаны, например, наркотики. Отказаться от досмотра, проводимого по всем правилам, нельзя. Это грозит штрафом «в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административным арестом на срок до пятнадцати суток, либо обязательными работами на срок от сорока до ста двадцати часов» – это предусматривает статья 19.3 КоАП РФ.

Вывод

Да, проверить ваш смартфон могут, как и другие личные вещи, включая транспортные средства (с протоколом и понятыми), но вот посмотреть, какие программы установлены в вашем смартфоне и о чем вы переписываетесь в нем, можно только по решению суда.

Отечественный Tik-Tok (Yappy) вырос из-за блокировок – первые оценки экспертов

Отечественный Tik-Tok (Yappy) вырос из-за блокировок – первые оценки экспертов

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом, принимать меры по идентификации указанных лиц; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

3.1) в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, производить осмотр места происшествия, местности, помещений, транспортных средств, предметов, документов и иных объектов в целях фиксации обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по заявлению и сообщению о происшествии, а также составлять по результатам указанного осмотра акт осмотра;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности, а также о лицах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судьей при назначении административного наказания возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, заслоны, обозначать доступными средствами, в том числе визуальными, места совершения преступлений, административных правонарушений, места происшествий, места проведения публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу для их безопасности, осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов, использовать другие формы охраны общественного порядка;

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;

10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие сведения о сотрудниках органов внутренних дел, ведомственной принадлежности их подразделений, организаций и служб, помещений и транспортных средств, и обрабатывать сведения о сотрудниках органов внутренних дел, содержащиеся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов и государственных внебюджетных фондов; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

12) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

(в ред. Федерального закона от 16.10.2019 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла п. 13 ч. 1 ст. 13 см. Постановление КС РФ от 17.03.2017 N 8-П.

13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона;

14) доставлять в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации или в созданные в соответствии с подпунктом 21.4 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» специализированные организации и (или) граждан, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу, по письменному заявлению граждан, находящихся совместно с ними в жилище, в медицинские организации или указанные специализированные организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 465-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

16) осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств, если имеются основания полагать, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, а также скрывают предметы хищения, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 442-ФЗ, от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17) истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;

18) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

21) требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог;

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

22) проверять места хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, если имеются данные, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения (использования) ими гражданским или служебным оружием;

(п. 22 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

23) — 24) утратили силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 05.12.2017 N 391-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла п. 25 ч. 1 ст. 13 см. Постановление КС РФ от 26.05.2022 N 21-П.

25) обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность, в том числе с применением технических средств, зданий, сооружений, помещений и иных объектов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, организаций и подразделений; требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) личный осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, в том числе проходящих службу (работающих) в органах внутренних дел, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимых (выносимых), ввозимых (вывозимых) имущества, вещей, предметов и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

26) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

27) участвовать в проверках, проводимых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;

(п. 27 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

28) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации, а также в проверках плательщиков страховых взносов (страхователей) по запросам налоговых органов либо территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 272-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

29) получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;

30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

31) применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами;

32) получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию;

33) использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное;

34) привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы);

35) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести;

36) беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, — средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам;

37) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба;

38) проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств, или изготовителями государственных регистрационных знаков транспортных средств;

(п. 38 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

39) выдавать в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах предписания и заключения;

(п. 39 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

40) пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень должностных лиц полиции, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(п. 40 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 404-ФЗ)

2. Права полиции реализуются должностными лицами полиции в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 80-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 22, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 05.12.2017 N 391-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Порядок объявления предусмотренного пунктом 12 части 1 настоящей статьи официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, включая порядок его направления (вручения), форма официального предостережения (предостережения), а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение (предостережение), определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(часть 5 введена Федеральным законом от 16.10.2019 N 337-ФЗ)

– На днях меня остановил полицейский и потребовал, чтобы я предъявил свой телефон к досмотру. Поскольку мне нечего было скрывать, я разблокировал телефон и дал посмотреть всё, что в нём содержится. Но вообще – такие требования законны? Можно ли как-то защитить свою личную информацию?

– Полицейский имеет право провести как осмотр, так и досмотр вашего телефона. Но разница тут в мелочах.

СодержаниеПоказать

  • 📱 Проверка телефона полицией
    • Требование показать содержимое телефона
    • Как защитить свои права
    • Проверка, которую вы не сможете избежать
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

📱 Проверка телефона полицией

Могут ли полицейские проверять телефон и требовать его разблокировать? Ответ на этот вопрос будет двойным:

  1. Проверять телефон на улице сотрудники полиции имеют право (п. 16 ст. 13 Федерального закона «О полиции»).
  2. А вот требовать, чтобы им предъявили пароль (либо в их присутствии разблокировали телефон для осмотра) – уже нет. Статью 23 Конституции РФ никто не отменял.

Требование показать содержимое телефона

Именно в силу ст. 23 Конституции РФ показ содержимого телефона в обычной ситуации – это вопрос исключительно вашего желания. Ограничение такого права возможно только по решению суда. Если вы считаете, что вам нечего скрывать, а в телефоне нет слишком личных сведений (так, вольное фото вашей любимой девушки – уже повод не предъявлять его посторонним), вы можете предъявить телефон. Нет – у вас его могут потребовать только в установленных законом случаях.

К слову, даже при личном досмотре в порядке ст. 27.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ требовать от вас разблокировать телефон сотрудники полиции не вправе. Они могут осматривать его со стороны, но разблокировка – уже добрая воля задержанного.

Вы сталкивались с требованием предъявить мобильный телефон к осмотру полицией?

Да. Подчинился(лась), дал(а) парольДа. Отказался(лась) давать парольНетЯ – нет, но слышал(а) о таких случаях от знакомых

Как защитить свои права

Если полицейские всё-таки требуют от вас предъявить к осмотру содержимое телефона, то вам нужно сделать следующее:

  1. Попросить представиться и предъявить их удостоверения. Причём не так, что «Показал – быстро махнул – закрыл», а подробно, чтобы вы имели возможность запомнить и записать реквизиты. Передавать удостоверение вам в руки сотрудники полиции не имеют права – это факт, но вот посмотреть все данные и записать их вы можете.
  2. Потребовать указать, куда они намерены вас доставить для проверки (а такой сценарий возможен) – с указанием адреса, имени и должности их начальника.
  3. Сослаться на ст. 23 Конституции РФ, гарантирующую тайну переписки и переговоров.
  4. Потребовать в соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ оформить протокол задержания, если вас собираются отвезти в отделение.

Одним словом, осмотр телефона полиция проводить может. А вот просмотр переговоров по нему или сообщений – уже нет, если нет судебного решения. Даже если сотрудники и проведут досмотр (по всем правилам – с понятыми, осматривающим того же пола и т. д.) – эти сведения без суда нельзя будет использовать для уголовного дела.

Проверка, которую вы не сможете избежать

Единственная ситуация, в которой досмотр всё же может быть произведён – по нормам п. 16 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» и ст. 27.7 КоАП РФ. Проще говоря: если есть обоснованные причины подозревать вас в совершении как минимум административного правонарушения, полицейские имеют право проверять ваши вещи, включая и телефон.

Однако и тогда они могут проверять лишь сам аппарат как таковой, включая и его разборку – а вдруг вы внутри корпуса спрятали пакетик с недозволительным веществом или заряд взрывчатки? Требовать же разблокировки даже в этом случае сотрудники полиции не вправе.

Важно: если телефон не запаролен, и при осмотре выявлена компрометирующая информация, это не будет нарушением закона – так решил Конституционный Суд РФ в 2018 году (Определение №189-О от 25 января 2018 г.).

Можно ли снимать полицейского на камеру во время его работы. Разрешенные законом ситуации и исключения из правил

Читать

Насколько законны установка одним из жильцов видеокамеры и видеосъемка на лестничной клетке у своей двери

Подробнее

Фото неправильно припаркованной машины. Можно ли с его помощью доказать вину водителя

Смотреть

❓ Часто задаваемые вопросы

Вправе ли сотрудник полиции снимать меня на свой телефон?

— Вправе – точно так же, как и вы вправе снимать его с предварительным предупреждением.

Что делать, если полицейский потребует предъявить паспорт – а паспорта у меня с собой нет?

— Сослаться на ст. 55 Конституции РФ (наличие или отсутствие паспорта – не повод, чтобы ваши права были ущемлены) и ст. 13 Федерального закона «О полиции» (сотрудник вправе требовать у вас паспорт – но вы не обязаны его предъявлять, если его нет с собой). Здесь надо помнить: если требуется выяснить вашу личность, вас имеют право доставить в отделение полиции для проверки. Так что паспорт лучше иметь при себе. Но если у вас при себе права, военный билет или другой документ – задерживать вас не имеют права.

Могу я отказаться быть понятым?

— Разумеется. Никаких наказаний за отказ закон не предусматривает.

Юлия Федотова считает, что в современном мире телефон — это неприкосновенная собственность

Поделиться

В последнее время участились сообщения вроде «Остановили сотрудники на улице, захотели проверить документы и велели показать телефон, покопались там, потом отдали».

Как вести себя в подобных случаях? Имеет ли право полиция осматривать ваш телефон? На эти вопросы в своей колонке отвечает юрист из Екатеринбурга Юлия Федотова.

Для начала несколько прописных истин.

Подходя к вам, сотрудник полиции должен представиться, сообщить причину и цель обращения. По первому требованию — предъявить служебное удостоверение. Снимать сотрудника на видео, делать фото — можно, и более того — нужно: статья 5 ФЗ «О полиции» предусматривает гласность как основной принцип деятельности.

Нельзя просто подходить к гражданам и проверять документы, для этого должна быть причина: подозрение о нахождении человека в розыске, о совершении им преступления или правонарушения либо наличие оснований для задержания (пункт 2 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции»).

Проверив документы на улице, сотрудник полиции не имеет права брать в руки ваш телефон, требовать пароль и что бы то ни было там смотреть. Ни при каких обстоятельствах.

В случае, если вас внезапно начинают доставлять в отдел полиции для составления протокола об административном правонарушении, телефон также не могут изъять. Единственный случай, когда это возможно, — задержание (оставление на ночь в полиции до суда) и административный арест. В таких случаях телефон изымается и хранится, однако никто не имеет права требовать пароль, включать экран, читать сообщения, смотреть фотографии, списки контактов и вообще каким бы то ни было образом трогать внутреннее содержимое.

Просто так сотрудник полиции не может даже взять ваш телефон в руки. Для этого должна быть веская причина

Просто так сотрудник полиции не может даже взять ваш телефон в руки. Для этого должна быть веская причина

Фото: Артем Устюжанин / E1.RU

Поделиться

А вот в рамках производства по уголовному делу начинается более интересное.

Формально допускается изъятие следователем телефона, его осмотр — в случае если имеются «достаточные основания полагать», что он «имеет отношение к уголовному делу», в целях «обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для дела».

Ну, например, сдаете вы квартиру. Пришли туда за деньгами, а арендатор умер. Насильственно, судя по всему. Приехав на осмотр места происшествия, следователь формально имеет право изъять ваш телефон в рамках осмотра, если будет полагать, что он ему зачем-то нужен. В случае отказа может прийти еще раз уже с обыском.

И, к сожалению, в соответствии с позицией Конституционного суда (определение от 25.01.2018 г.), для осмотра вашего телефона, чтения переписки с него, копирования с него информации и направления на экспертизу следователю не нужно судебного решения. Конституционный суд не считает информацию в смартфоне относящейся к категории тайны переписки и сообщений, а решения Конституционного суда, увы, обязательны для всех.

Я не могу с этой позицией согласиться ни в коей мере. В моем понимании телефон — святое и неприкосновенное, там целая жизнь. В нём содержится не только тайна переписки, но и личная, семейная, банковская, в конце концов, и, чтобы в нее залезть, необходимы соответствующее решение суда и «железобетонные» основания.

Итого. На улице полиция взять ваш телефон в руки права не имеет, равно как и в рамках производства по делам об административных правонарушениях. В рамках производства по уголовному делу (в том числе до его возбуждения) следователь имеет право изъять и осмотреть телефон, что, на мой взгляд, противоречит всем возможным и невозможным правовым принципам, но, увы, отлично вписывается в российскую правоприменительную практику.

Визуально – может. А вот копаться в его содержимом – нет. 

Когда полицейский может вас остановить?

В любой момент. Пункт 16 статьи 13 закона «О полиции» это разрешает. Если у полицейского возникли подозрения в том, что вы совершили административное правонарушение или вдруг числитесь в розыске, он может провести осмотр или досмотр. 

В чем отличие осмотра от досмотра?

Осмотр – чисто визуальная процедура. Досмотр – уже с пристрастием. Проще всего привести в пример автомобиль: когда сотрудник ГИБДД со стороны осмотрел машину, повреждения кузова, посмотрел на пассажиров в салоне – это осмотр. Кроме того, гражданин может добровольно разрешить инспектору посмотреть, например, багажник – это тоже будет считаться осмотром. 

Если же такого разрешения нет, сотрудник ГИБДД или полицейский может провести досмотр – машины или личных вещей человека. Это уже более глубокая проверка.

А какой из вариантов работает со смартфоном?

Что касается мобильного телефона, то полицейский может его как осмотреть (с вашего согласия), так и досмотреть (без согласия). Только вот во втором случае он обязан будет составить протокол досмотра – это регламентируется статьей 27.7 КоАП. Помимо этого, при досмотре должны присутствовать двое понятых. Правда, та же статья содержит пункт 4, согласно которому «в исключительных случаях» (если у вас может оказаться оружие) можно обойтись без понятых. 

Как бы там ни было, даже если вдруг полицейские убедили вас, что случай и правда исключительный, и у вас, с их точки зрения, есть при себе оружие, изучать содержимое вашего телефона они все равно не имеют права. Это запрещает статья 23 Конституции РФ: «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». 

То есть по закону передать телефон в руки полицейского вы обязаны – иначе можно получить статью 19.3 КоАП о неповиновении требованиям и попасть на 15 суток. А вот разблокировать смартфон уже можете отказаться. И здесь не сработает никакой предлог вроде «проведения спецопераций». В руководстве МВД, кстати, считают так же. 

Только есть одно «но». Если вы отказались разблокировать смартфон, полицейский может вполне законно изъять его у вас, составив соответствующий протокол. И когда доступ к нему получат следователи, им уже не потребуется судебного решения, чтобы ознакомиться с содержимым. В том числе с переписками. В феврале 2018 года это официально подтвердил своим решением Конституционный суд.     

Не пропустите также:

  • Могут ли следователи вызывать по телефону
  • Могут ли следить через камеру телефона
  • Могут ли родители забирать телефон
  • Могут ли прослушивать телефон без звонка
  • Могут ли прослушивать мой телефон


  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии