Мобильный телефон и ребёнок. Польза или вред?
Обойтись сегодня без гаджетов невозможно: они прочно вошли в нашу жизнь. По большому счёту, у детей те же потребности, что и у взрослых: компьютеры и смартфоны позволяют общаться и получать информацию, а также развлекаться и самоутверждаться среди сверстников. Мобильный телефон позволяет чувствовать его владельцу себя намного уверенней и безопасней, ведь он в любой момент может позвонить своим родным, друзьям, знакомым и попросить о помощи, либо о чём-нибудь другом. Конечно, с появлением телефонной связи все коммуникации существенно упростились — на передачу важной информации стало уходить намного меньше времени и сил.
Некоторые модели сотовых телефонов поддерживают и функцию слежения за перемещениями абонента – вы всегда сможете увидеть на карте, где находится человек в данный момент. У каждого мобильного оператора есть набор услуг — это картинки, мелодии, последние новости, справка.
Мобильные телефоны это и компьютеры, и Интернет, спутниковое телевидение, всё это то, без чего невозможна информационная эпоха – ее непременное условие.
Ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу, насколько вредны мобильные телефоны. Однако доказательств того, что негативное воздействие на наш организм они все-таки оказывают, все больше.
Любой растущий организм более чувствителен ко всем внешним факторам, не только к излучению электромагнитных полей. Ткани детского организма при равном облучении получают большую дозу электромагнитной энергии.
Излучение мобильных телефонов повреждает области мозга связанные с обучением, памятью и передвижением.
Последние исследования показали, что достаточно двухчасового общения (подряд) в день с вашим мобильным другом, чтобы через год ваше зрение упало на 12-14%.
Вообще мобильный телефон воздействует не только на голову, но и на весь организм, потому что в перерывах между разговорами, большинство из нас носит его с собой в кармане, а нередко даже спим рядом с мобильником, боясь пропустить очень важный звонок среди ночи. Тем самым, имея при себе лишний источник электромагнитного излучения в непосредственной близости от себя, мы подвергаем свой организм повышенной нагрузке, что может приводить к ослаблению не только центральной нервной системы, но и к снижению сопротивляемости организма внешним раздражителям, болезнетворным бактериям и вирусам, проще говоря, ослабевает иммунитет, что ведет к подрыву самочувствия, а в периоды сезонных эпидемий гриппа и ОРЗ вероятность заболеть значительно увеличивается, кроме того люди со слабым иммунитетом нередко страдают насморком, всевозможными аллергиями и прочими хроническими заболеваниями, хуже переносят физические нагрузки и вредное воздействие внешнего мира, которого с верхом хватает в нашей жизни.
Контроль времени, проведённого за гаджетом, — это необходимость и обязанность родителей. Поэтому им следует научить ребёнка взаимодействовать со смартфоном таким образом, чтобы не переходить грань, когда реальный мир замещается виртуальным.
Взрослый, зависая в гаджете, осознаёт, что пытается отдохнуть, отвлечься, просматривая картинки или смешные видео в Instagram. Ребёнок же сам не в состоянии понять, почему он не может отказаться от телефона. И, если не установить правила пользования гаджетом, у него может сформироваться зависимость. А уже отсюда — тревожность из-за страха лишиться телефона, непонимание, чем себя занять, трудности в общении со сверстниками.
Но важно не запрещать гаджеты, а выработать чувство меры при пользовании ими. И здесь вся ответственность на нас, взрослых, — мы должны достичь понимания с ребёнком, объяснить ему, почему важно ограничивать время, проведённое с телефоном или планшетом.
Попытаемся определить положительные и отрицательные стороны использования мобильного телефона.
ЗА:
Удобство связи
Мобильность
Контроль со стороны родителей
Возможность переписки
Интернет
Музыка
Органайзер, калькулятор
Bluetooth
ПРОТИВ:
Электромагнитное излучение, причиняющее вред здоровью
Негативное влияние на зрение
Негативное влияние на слух
Нарушение работы сердца
Источники микробов
Отвлекает во время занятий
Является причиной нападения, аварии
Нервные расстройства
Денежные расходы на связь
Может возникнуть зависимость от телефона
Таким образом, можно утверждать, что мобильный телефон имеет влияние на организм человека. При неправильном использовании это влияние негативно!
Советы по использованию мобильного телефона
1. Продолжительность одного разговора до 3 – 4 минут; пользуйтесь чаще услугами SMS. Максимально увеличьте период между двумя разговорами (не менее 15 минут. )
2. Слушайте музыку через наушники не более 10 – 15 минут.
3. Смотрите на дисплей телефона не более 15 минут.
4. Предпочитайте телефон с внешней антенной.
5. Самый высокий уровень радиации наблюдается во время звонков и в первый момент установления связи. В эти моменты телефон нужно держать подальше от головы, прежде чем начать говорить, нужно подождать 1-2 секунды.
6. Старайтесь не использовать телефон в учебных заведениях, т.к. обычно в таких зданиях блокируется прием сигнала, а если телефонная сеть ловит, то от вашего мобильного телефона исходит еще большее излучение, чем когда-либо.
7. Желательно не вести бесед в местах, где возникают проблемы со связью. И совсем не потому, что плохо слышно. Когда аппарат теряет связь, он начинает увеличивать интенсивность излучения – вашему здоровью это совсем не полезно.
8. Носите телефон в чехле в отдельном кармашке сумки или портфеля; ни в коем случае не носить мобильный телефон на шее, в карманах пиджаков, курток, джинсах.
9. Не кладите телефон рядом, когда вы ложитесь спать. Мобильный телефон ночью не «спит», а постоянно, даже в состоянии ожидания вызова работает в пульсирующем режиме
10. Контролируйте уровень заряда аккумулятора, при слабой зарядке – уровень излучение сотового аппарата возрастает.
11. Регулярно протирайте телефоны бактерицидными салфетками.
Мобильный телефон может быть не только полезной необходимой вещью, но и оказывать вредное воздействие на организм человека. О своём здоровье необходимо заботиться с юного возраста. Теперь мы знаем, что использовать мобильный телефон нужно с умом. Сформировать правильное отношение к гаджетам трудно, если родители сами постоянно сидят в телефонах. Когда ребёнок видит, что папа все вечера проводит за компьютерными играми, а мама не выпускает из рук смартфон, вряд ли он будет выполнять требования, установленные взрослыми. Правила общения с гаджетами обязательны для всей семьи.
Лишь в некоторых школах ученикам запрещают приносить с собой телефон. В основном вопрос, нужно ли давать ребенку мобильник на занятия, решают сами родители. Возникает дилемма: так покупать ли нет?
«Вон Петровы своему сыну смартфон взяли. А нашему он зачем?
Мы в свое время и без них обходились!»
— Да, но времена изменились. Телефоны прочно вошли и в жизнь школьников, — говорит детский психолог, ведущий специалист Центра практической психотерапии под руководством Ковалева С. В. Ольга Анищенкова. — Понятно, в первую очередь мобильник нужен для безопасности, чтобы родители всегда могли позвонить ребенку и узнать, где он и когда будет дома.
— Но смартфоны нередко отвлекают детей от учебы. Школьники достают их и под партами, пока не видит учительница, чатятся в соцсетях или играют. Что с этим делать?
— Собраться родительскому комитету и предложить педагогам забирать телефоны перед уроками, а потом возвращать. Возможно, это будет выходом.
Первокласснику и кнопочного хватит
— Другой вопрос: покупать ли телефон первокласснику?
— Да, для той же связи с родителями. Тем более запретный плод сладок. Не дадите телефон — чадо будет зависать в мобильнике друга. Так и происходит: дети собираются стайками на переменах и все смотрят в чей-то смартфон.
Навороченный мобильник первокласснику давать, конечно, рано. Могут отнять или он сам уронит его и разобьет. Но если ваш сын или дочь ходит в крутую школу, где у всех одноклассников десятые айфоны, то он будет выглядеть с кнопочным белой вороной (и наоборот). Поэтому действуйте по ситуации.
Но вы должны обязательно объяснить первоклашке, для чего даете ему мобильник в школу. Что держать нужно в специальном карманчике, на уроках доставать нельзя. Отвечать можно только на звонки мамы, папы и ближайших родственников, а незнакомые номера игнорировать. Интернет, разумеется, семилетке не подключайте.
Осторожно, откровенное видео!
— Со старшеклассниками сложнее. Интернет есть у всех. Как реагировать, если ребенок столкнулся с видео или фото откровенного содержания?
— Смотря сколько ему лет. Возможно, он уже и так все понимает. Из моей практики: дети узнают, что такое секс, уже в 5 — 7 лет. И не от родителей — им рассказали об этом друзья или одноклассники. И это часто шок для ребенка. А все почему? Родители не поднимают тему секса — стесняются.
Вот, например, ваш 5-летний сын увидел по телевизору постельную сцену, пожалуйста, не кричите в этот момент «ой, мамочки», а просто переключите его внимание на игрушки или на что-то еще. Не надо выгонять семилетку из комнаты или закрывать ему глаза, если герои картины целуются. Спросит вас ребенок, зачем они это делают, объясните.
— Если подросток специально ищет порно в интернете? Как реагировать?
— Тоже спокойно. Возьмите паузу. И постарайтесь понять, а почему он это делает. Возможно, он боится общаться с противоположным полом, не уверен в себе. Как компенсация — эти ролики. Идите к психологу, если случай серьезный. Если видите, что ребенок зажат, запишите в какой-нибудь кружок, где будет много неформального общения.
У детей уже с 8 лет начинают играть гормоны, и у мальчиков особенно. Будет хорошо, если в этом возрасте вы начнете говорить с ребенком на откровенные темы.
Береги зрение смолоду
— Всем родителям ясно, что детям вредно весь день сидеть за телефоном и другими гаджетами. А есть ли какие-то нормы?
— До 5 лет, пока у ребенка еще мозг развивается, безопасно смотреть мультики или играть на планшете максимум 1,5 часа в день. Чем младше малыш, тем меньше должно быть этого времени. Внимание: перерывы обязательны! Детям от 5 до 11 лет разрешается зависать в гаджетах уже по три часа в день, но тоже не разом. А вот после 11 лет четких требований нет. Но во всем, конечно, должна быть мера. И тут родители уже сами ее устанавливают.
Когда появляется зависимость от телефона
— Определить, есть ли у школьника зависимость от телефона, легко, — объясняет Ольга Анищенкова. — Попросите отложить гаджет и посмотрите на реакцию. Вас должно насторожить, если у ребенка сразу испортилось настроение, он заплакал, начать истерить или вести себя агрессивно. Это у него настоящая ломка.
Увы, сейчас это часто происходит с детьми. Почему? Тут дело в гормонах настроения. Их два — дофамин и серотонин. Последний отвечает за фоновое хорошее настроение, а дофамин — за взрыв эмоций. Есть даже такое понятие «дофаминовый взрыв», его мы испытываем, например, когда влюбляемся. Но если человек испытывает стресс, то серотонин подавляется, а дофамин начинает устраивать атаки без контроля. Знакомо вам такое: то грустно, то вдруг возникает бешеная радость? То же самое и у детей. Если ребенок подавлен, его ругают дома, например, или критикуют в школе, и вдруг, сидя в телефоне, он испытал тот самый дофаминовый взрыв, то все: он попал. Возникает зависимость. Теперь все положительные эмоции он будет черпать только оттуда. Такой же механизм срабатывает у игроманов, алкоголиков. Это говорит о том, что испорчен центр удовольствий. Люди больше не могут находиться в нормальном настроении без допинга.
— Что привело ребенка к такому?
— Причины разные. Первая — гиперопека родителей, когда ребенок никогда ничего сам не решал. Он пошел в школу, например, и столкнулся со своей беспомощностью и неуверенностью. Потом пришел домой, включил игру и почувствовал себя победителем, королем…
Вторая причина — когда взрослые не позволяют своим детям испытывать негативные чувства. «Хватит реветь! А ну быстро замолчи!» — так часто реагируют родители на истерики. Ребенок глушит слезы, но эмоции-то никуда не делись, и их нужно «выгулять». Игра в мобильном телефоне — отличный способ это сделать. Поэтому дети любят стрелялки, где надо убивать, где много крови и агрессии. Лучшее, что могут сделать родители, когда их ребенок расстроен и плачет, — это обнять, успокоить, дать выговориться.
Третье. Инфантильность. Сын (дочь) не верит в свои силы и возможности. Только в фильмах и играх может реализовать все, о чем мечтает, представляя, что главный герой — это он.
И еще телефонная зависимость появляется, когда родители сами зависимы. Выпивают, играют в покер на деньги, например. А за всеми этими причинами стоит главное: ребенка недолюбили! И телефон, компьютер или планшет — то место, пусть и виртуальное, где ему хорошо.
— Как выйти из него?
— Бывает очень сложно, и без помощи психотерапевтов не обойтись. Многие считают, что, если началась такая ломка, ребенка надо сразу лишить всех гаджетов. Но я не советую так делать, потому что для маленького человека будет сложно опять оказаться лицом к лицу со своей проблемой. Лучше найдите безопасную замену. Что-то, от чего ребенок снова испытает удовольствие. И одна из самых больших для него радостей — эта беседа с родителями. По душам, конечно. Без назиданий.
— Но одних разговоров мало?
— Да, найдите другие источники удовольствия. Можно записать, например, сына в кружок роботехники или собирать с ним дома модели самолетов или кораблей — интересных дел много. Надо только понять, что нравится вашему ребенку, помимо компьютерных игр.
В тему
Гаджет может стать хорошим помощником в учебе. Есть много интересных обучающих приложений, которые покажут школьнику, что, например, физика или биология не такие уж и скучные предметы. Разумеется, вы должны этот процесс контролировать: без вас ребенок не должен ничего скачивать из интернета.
Можно ли детям телефон?
25.12.2022
Время на чтение: 5 минут
2563
Содержание статьи
- Детям можно телефон?
- Контроль телефона ребенка. Что стоит контролировать?
- Ребенок сидит в телефоне. Как отучить?
- Давать ли телефон ребенку до 3 лет?
Сотовые телефоны популярны среди детей, особенно подростков. Но порой родители сталкиваются с явной проблемой: помимо очевидного плюса постоянной связи со своим чадом, появляются проблемы с постоянными играми, небезопасным интернетом и даже ухудшением успеваемости из-за гаджетов. Разбираемся, когда телефон ребенку действительно нужен, а когда стоит контролировать время пребывания в телефоне.
Зачем ребенку телефон?
Очевидная веская причина подарить ребенку телефон — получить возможность оставаться с ним на связи почти все время. Это особенно актуально для школьников, которые уже самостоятельно добираются из школы домой, ходят на секции или гулять с друзьями. Например, телефон дает ребенку возможность сообщить вам, что урок гимнастики или тренировка по футболу закончились раньше срока.
Когда у вашего ребенка есть телефон, вы можете легко связаться с ним в случае чрезвычайной ситуации. Это дополнительное чувство защищенности и безопасности, вероятно, основная причина, по которой родители решают подарить ребенку младшего возраста мобильный телефон.
Мобильный телефон также может быть важным способом поддерживать связь и контролировать подростка. На нем вы также можете установить приложение с GPS-трекером и всегда знать, где находится ваш ребенок.
Немаловажным фактором становится и адаптация в рамках детского коллектива. Вашему ребенку будет некомфортно в классе, где у всех сверстников уже есть мобильные устройства. А еще наличие собственного гаджета — это возможность для ребенка научиться ответственности, поскольку он учится заботиться о своей собственности и не терять ее.
Контроль телефона ребенка. Что стоит контролировать?
Помимо очевидных плюсов, владение гаджетов несет и заметные проблемы. В первую очередь, длительность времени, проведенного за экраном: постоянные игры, зависание в социальных сетях может значительно завлечь ребенка, все больше погружая в виртуальный мир. Отсюда вытекает и проблема безопасности интернет-пространства: доступ к сайтам с недетским контентом, группы в социальных сетях и кибербуллинг могут негативно повлиять на состояние ребенка. Контроль необходим также с финансовой стороны: порой ребенку сложно оценить, в какую цену обходится серфинг по социальным сетям или покупки в интернете.
Если вы решили, что вашему ребенку пора обзавестись собственным телефонам, рекомендуем придерживаться следующих правил:
- Ограничить экранное время. Для этого в настройках современных смартфонов есть специальные функции на установленные приложения. Педиатры рекомендуют детям от 2 до 5 лет проводить в телефоне не более часа, а школьникам — не более 2 часов.
- Установить родительский контроль на интернет-трафик, ограничивающий небезопасные сайты
- Подключить предоплатный тариф на связь. Это поможет ребенку научиться контролировать свои расходы и удерживаться в рамках лимита на интернет-трафик и звонки
Ребенок сидит в телефоне. Как отучить?
Одна из наиболее частых проблем родителей — желание детей проводить в гаджетах все свое свободное время. В этом случае важно не только ограничивать экранное время, но и предоставлять ребенку альтернативные способы времяпрепровождения. Ограничивая использование гаджетов, делайте акцент не на запретах, а на возможностях ребенка. Ищите общие хобби, пробуйте новое, предлагайте интересные ребенку спортивные секции и кружки. Чем больше интересных занятий будет окружать ребенка в реальной жизни, тем проще будет ограничить его пребывание онлайн.
Другой проблемой порой становится непоследовательность родителей. Ребенок должен четко понимать, по каким правилам он взаимодействует с телефоном. Проговорите вместе с ребенком, почему вы ограничиваете его экранное время, как это ему поможет и какое наказание его ждет, если он не будет установленные правила соблюдать. Именно прозрачность во взаимоотношениях родителей и детей, налаженный диалог поможет справиться с проблемой без слез и истерик.
Давать ли телефон ребенку до 3 лет?
Часто телефон становится объектом желания не только подростка, но и малыша, едва научившегося ходить. Это не удивительно, ребенок видит маму и папу с телефонами и пытается повторять их поведение.
Родители поощряют это, включая на телефоне песенки и мультики. Ничего плохого в том, что ребенок послушает пару песен на телефоне нет. Однако, важно понимать, что телефон не должен выступать в роли «затычки» маленькому ребенку. Нельзя говорить «Не плачь, возьми телефон», «Мне некогда, посмотри мультик» и т.д.
Выводы
- Оградить ребенка от телефона и интернета нельзя, но нужно контролировать экранное время.
- Гаджеты не должны стать заменой развивающих игр и занятий по возрасту.
- Давать телефон детям до 3 лет нужно как можно реже.
(5
оценок; рейтинг статьи 3.8)