Когда появился первый телефон с камерой

До премьеры

Первые попытки создать камерофон предпринял еще в 1993 году Дэниел Хендерсон: он показал два прототипа портативных устройств с технологией беспроводной передачи изображений под названием Intellect («Интеллект»). Правда, в продажу они так и не поступили. В 1995 году стало известно, что разработкой телефона со встроенной камерой занялась Apple. Судя по чертежам, девайс напоминал КПК с видеокамерой и дополнительным дисплеем. Но и он по каким-то причинам не появился на свет.

Фото: Androidauthority

История знает и самопальные камерофоны. Один из таких в 1997 году сделал француз Филипп Кан. У него был цифровой фотоаппарат Casio QV-10 и раскладушка Motorola StarTAC. Мужчина хотел запечатлеть своего первенца, поэтому пока его жена была в роддоме, он быстро соорудил аппаратно-программный интерфейс для соединения камеры и телефона через ноутбук. Как результат — первое в мире изображение, сделанное на подключенную к мобильнику камеру. На снимке изображена дочь Филиппа Софи.

Фото: Androidauthority

Японский видеофон

Первым коммерческим мобильным устройством со встроенной камерой стал VisualPhone VP-210 японской корпорации Kyocera. Он вышел в мае 1999 года. Для сравнения, это примерно на год раньше, чем начало продаж легендарного Nokia 3310. Что особенно интересно, массовую популярность получил лишь финский аппарат, в то время как о  японском гаджете сегодня никто уже и не вспоминает. Так или иначе, телефон стал инновационным: во многом благодаря ему сегодняшние смартфоны снимают на уровне профессиональных фотоаппаратов.

Фото: Androidauthority

Внешне «трубка» не сильно отличалась от других устройств того времени, если не брать в расчет большой глазок камеры в правом верхнем углу. Причем он расположен спереди, а не сзади. Дело в том, что VP-210 был создан для общения по видеосвязи, поэтому он умел передавать и принимать изображения в реальном времени со скоростью 2 кадра в секунду.

Разрешение камеры составляло 0,1 мегапикселя — смешная цифра по сегодняшним меркам. К тому же в телефон помещалось всего 20 фотографий. Зато пользователи могли отправлять снимки по электронной почте, так как VP-210 имел подключение к интернету.

В первую очередь аппарат был предназначен для корпоративных целей — предполагалось, что коллеги смогут общаться друг с другом по видеосвязи из разных точек земного шара. Но были и другие варианты применения.

Фото: Avatars Mds

Например, если рабочий принесет телефон на свой строящийся объект, он сможет показать людям в штаб-квартире, как идет стройка, используя этот телефон. Таким образом они смогут работать удаленно, оценивая ситуацию в режиме реального времени.

За инновационный девайс японцы запросили $325 — довольно крупную для того времени сумму даже при средней месячной зарплате в $2950. Неизвестно, сколько людей успели приобрести телефон. Тем не менее именно ему мы обязаны активным распространением камер в смартфонах.

Думали, что первые, но ошиблись

Примерно через год после Kyocera в игру ворвались корейцы. Инженеры из Samsung в июле 2000-го года тоже представили камерофон под названием SCH-V200. Причем характеристики сенсора у него были чуть лучше — 0,35 мегапикселя. К слову, сотрудники компании уверены, что именно они первые встроили камеру в мобильник. Но мы-то знаем, что это не так.

Девайс был выполнен в форме трубки с откидной крышкой, которая закрывала клавиатуру. Диагональ экрана составляла 1,5 дюйма. Большинство мобильников того времени оснащались черно-белыми ЖК-дисплеями, но Samsung уже в 2000 году получил цветную TFT-матрицу.

Камера находилась в верхней части задней крышки, она сильно выпирала из корпуса. Сенсор мог сделать всего 20 снимков (или 26 в экорежиме) в формате 640×480: больше просто не помещалось на встроенное хранилище объемом 1 МБ.

Чтобы сделать снимок, нужно было нажать на отдельную кнопку спуска затвора. Получившиеся фотографии приходилось перекидывать на компьютер через кабель (он шел в комплекте).

Фото: Androidauthority

Корейцы объяснили появление камеры в мобильнике тем, что она позволяет людям быть готовым к записи аварийных ситуаций: например, ДТП или других непредвиденных обстоятельств, которые они хотят зафиксировать.

В первую очередь камерофон Samsung был нацелен на молодое поколение, которое «привыкло пользоваться цифровыми фотоаппаратами», и для молодых родителей с маленькими детьми.

История почему-то умалчивает, сколько аппарат стоил на рынке во время релиза. Однако сегодня его можно найти на eBay. Винтажная «трубка» в рабочем состоянии продается за $600 (около 38 тысяч рублей). Правда, у нее отломана крышка.

Фото: Samsung

Первый телефон для «себяшек»

Третий и решающий удар по индустрии мобильных устройств нанесла Sharp. В ноябре 2000 года японская компания показала еще один телефон со встроенной камерой — J SH04 (второе название J-Phone).

Как и устройство Kyocera, новый девайс был снабжен CMOS камерой на 110 000 пикселя (0,11 Мп), только на этот раз производители перенесли ее на тыльную сторону. Рядом они установили миниатюрное зеркальце, чтобы пользователям удобнее было снимать автопортреты (слово «селфи» тогда еще не появилось). Фотографии можно было отправлять по электронной почте. Этой возможности пользователи первого камерофона Samsung были лишены.

Фото: CDN

Что касается остальных характеристик, то J-Phone тоже получил цветной экран (256 цветов) и внутреннее хранилище на 500 телефонных номеров. Сколько туда помещалось фотографий — неизвестно (скорее всего, не больше 20-30 кадров). Батарейки хватало примерно на 2 часа разговоров или 310 часов в автономном режиме.

Устройство продавалось только в Японии, причем стоило больших денег. Производители просили около $500 — даже больше, чем Kyocera.

Изображение, полученное с камеры, и как оно выглядело на экране смартфона. Фото: K-tai

После выхода аппарата журналисты BBC решили спросить у читателей, нужен ли им подобный гаджет и как они применили бы его. Некоторые ответы оказались, мягко говоря, неожиданными.

  • «Отлично подойдет для шпионажа. Камеру можно прижать к замочной скважине, а потом моментально отправить фотографии любым заинтересованным сторонам», — написал потенциальный разведчик.
  • «Я бы использовал камеру телефона, чтобы сфотографировать моего лучшего друга, моего пса Бенсона», — ответил другой англичанин.
  • «Я бы использовал камеру во время деловых встреч, чтобы делать скрытые фотографии заметок конкурентов для последующего анализа», — помечтал еще один шпион.

Хотите еще больше ностальгии? Вспомните телефоны, по которым мы все скучаем! Смотрите фото ниже:

Это тоже интересно:

Краткий экскурс в историю мобильной фотографии.

От 0,11 Мп до нейросетей-помощников: как развивались камеры в смартфонах

Камера в смартфоне стала неотъемлемой частью нашей жизни: с её помощью всегда можно запечатлеть важный момент и поделиться им с другими. Однако, чтобы это стало реальным, потребовались 20 лет технического прогресса, передел рынка фототехники и множество инноваций. Мы решили вспомнить, как мобильная фотография ворвалась в наши будни и какие компании сделали её простой и доступной.

Первые камерофоны

Впервые камера в телефоне появилась в 1999 году: японская фирма Kyocera выпустила модель VP‑210, позволявшую совершать видеозвонки. Камера располагалась спереди и захватывала лицо владельца с частотой 2 кадра в секунду. Также она могла делать селфи разрешением 0,11 Мп и хранить их в памяти устройства в количестве до 20 штук.

Kyocera VP‑210. Промоматериалы Kyocera

В последующие годы мобильные камеры бурно развивались под натиском конкуренции, и уже в 2004‑м был взят рубеж в 1 миллион пикселей (1 Мп). А в 2005 году рынок сотрясли две модели, которые можно назвать первыми камерофонами: Nokia N90 и Sony Ericsson k750i. Они щеголяли 2‑мегапиксельными камерами с автофокусом и делали чёткие снимки, а не размытые абстракции. Именно тогда отношение пользователей к мобильной фотографии стало меняться: появились тематические группы на Flickr, люди начали обмениваться полученными на телефоны снимками и обсуждать их. 

Nokia N90 и Sony Ericsson k750i. Промоматериалы Nokia и Sony Ericsson

С каждым последующим годом число людей, снимающих на телефон, росло в геометрической прогрессии. Выход iPhone в 2007 году изменил отношение к монофункциональным устройствам: смартфоны начали вытеснять MP3‑плееры, а затем любительские фото- и видеокамеры.

Рассвет Instagram*

Обвал рынка фотоаппаратов произошёл в 2010 году, когда запустился сервис Instagram*. Пользователи хотели максимально легко и быстро получить притягательный снимок и разместить его в соцсетях.

Динамика продаж камер и смартфонов. Скриншот: Petapixel

Вместе с этим улучшалось качество мобильных камер. Представленный в 2011 году iPhone 4s получил 8‑мегапиксельную камеру и светочувствительную оптику с диафрагмой f/2,4. Такие характеристики перекрывали большинство потребностей: нажимаешь на кнопку, получаешь яркий кадр и загружаешь его в Instagram*.

Со временем обработка снимков в смартфонах стала более агрессивной: контрастность, насыщенность и контурная резкость в приоритете, а естественность картинки отошла на второй план. Но были также попытки привнести в мобильные камеры профессиональные технологии. Так, Nokia в 2012 году сделала камерофон 808 PureView.

Nokia 808 PureView. Промоматериалы Nokia

Модель отличалась феноменальными для своего времени характеристиками. Разрешение камеры составляло 41 Мп, а физический размер сенсора — 1/1,2″. Также она оснащалась механическим затвором, встроенным ND‑фильтром, объективом Carl Zeiss с диафрагмой f/2,4 и ксеноновой вспышкой.

К сожалению, другие производители не спешили следовать примеру Nokia, делая ставку на фильтры и прочие украшательства.

Больше камер, хороших и разных

В какой‑то момент компании решили нарастить число камер в смартфонах. Ещё в 2011 году были выпущены HTC Evo 3D и LG Optimus 3D, которые использовали по два объектива для создания стереоскопических фотографий. Однако технология оказалась невостребованной и производители на несколько лет забыли о таких экспериментах.

HTC Evo 3D. Промоматериалы HTC

Весной 2014 года рынок увидел HTC One M8. Смартфон получил вспомогательный модуль для измерения глубины и отделения объекта от фона. Таким образом, компания реализовала портретный режим на два года раньше, чем это сделала Apple.

Настоящий бум случился в 2016 году, когда свои решения представили крупнейшие производители. При этом не было единого взгляда на то, для чего в смартфоне нужны две камеры. Так, Huawei продвигала монохромную съёмку в модели P9, разработанной совместно с компанией Leica. В LG G5 ставку сделали на «ширик», а Apple внедрила в iPhone 7 Plus телеобъектив для портретной съёмки и оптического зума.

iPhone 7 и 7 Plus. Промоматериалы Apple

Как оказалось, две камеры — это не предел. Сейчас почти все смартфоны на рынке оборудованы тремя объективами с разными фокусными расстояниями, а также камерами для макросъёмки и измерения глубины.

Наращивание характеристик 

Качество мобильных камер всегда упиралось в физические ограничения: малая толщина корпуса не позволяла оснастить смартфоны качественной оптикой и крупными сенсорами. Однако пользователи требовали улучшений, компании старались удовлетворить их запросы. 

Так мы пришли к камерам, выступающим из корпуса на несколько миллиметров. Выросли и физические размеры сенсоров: если пять лет назад они колебались в пределах 1/3″, то сейчас на рынке появились Samsung Galaxy S20 Ultra и Huawei P40 с сенсорами на 1/1,3″. Датчики изображения увеличились почти в девять раз, что значительно улучшило качество фотографий.

Huawei P40 Pro. Фото: Артём Багдасаров / Лайфхакер

Большая площадь сенсоров позволила нарастить разрешение. Мобильные камеры на 48 и 64 Мп стали нормой, а Samsung и Xiaomi уже взяли рубеж в 108 Мп. Однако фотографии с таким разрешением слишком много весят, так что инженеры пошли на хитрость: информация с соседних пикселей объединяется. Это снижает разрешение, но взамен мы получаем меньше шума и более широкий динамический диапазон.

Что дальше

Все перечисленные нововведения сделали смартфоны идеальной заменой цифровым мыльницам. Тем не менее им ещё есть куда расти. И даже если физические характеристики упрутся в потолок, на помощь всегда придёт софт. 

Сейчас набирает обороты вычислительная фотография: камера делает серию снимков, а нейросети на их основе собирают идеальный кадр, подавляя шум, выравнивая яркость и корректируя цвет. Метод используется в Google Pixel 4, iPhone 11, Huawei P40 и многих других смартфонах. Обработка происходит автоматически и незаметно для пользователя — он видит лишь результат.

С ростом производительности возможности камер становятся шире. Они уже могут записывать видео и вести в реальном времени его обработку: размывать фон или делать его чёрно‑белым, оставляя объекты цветными. Также развивается направление дополненной реальности: Apple уже оснастила iPad Pro датчиком LiDAR для работы с AR‑приложениями, а скоро технология появится и в iPhone. 



Мобильные камеры становятся аппаратно‑программным комплексом, возможности которого мы не до конца представляем. Оттого интереснее следить за последними разработками в этой области и испытывать их самостоятельно.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Сейчас наличием хорошей камеры в смартфоне никого не удивить. А ведь когда-то, для того чтобы получить хороший снимок с телефона, надо было чтобы в телефоне был встроен хороший фотомодуль. И были времена, когда производители не стеснялись экспериментировать, и выпускали на рынок некие гибриды «телефон+фотокамера». Правда с развитием вычислительной фотографии и общей гонкой мегапикселей, все эти смартфоны уже затерялись в истории. В данной статье я решил немного эту историю поворошить, и вспомнить какие камерофоны выпускались в разные времена, чтобы понять, как именно мы пришли к текущей ситуации в смартфоностроении. Данная статья не является полностью верной, так как выражает только опыт и знания автора К тому же, скорее всего, ряд моделей я в списке пропущу, по незнанию или по забывчивости. Поэтому буду очень рад, если вы в комментариях сможете дополнить эту статью своими примерами и опытом.

И прежде, чем начать, давайте определимся с самим термином «камерофон». В подтексте статьи, камерофоном является аппарат, обладающий на момент выхода оптикой, значительно превосходящей по качеству и характеристикам основных своих конкурентов. К тому же как правило маркетинговая компания и направленность подобных гаджетов всегда выставляла на первое место именно фотографические качества: больше мегапикселей, оптика, зум, вспышка и т.д. Также к камерофонам я отношу аппараты, так называемые «гибриды», в которых производитель объединил в одной тушке и телефон и фотокамеру. А таких аппаратов рынок видел достаточное количество в разное время.

Ну и раз мы начали говорить о камерофонах, стоит упомянуть первый в мире телефон с встроенной камерой. Это был Kyocera VisualPhone VP-210, который начал продаваться в 1999 году. Правда до этого были попытки сделать телефоны с камерой и у других компаний, но именно первым коммерческим аппаратом с встроенной камерой можно назвать именно VisualPhone VP-210.

По нынешним временам характеристики камеры в этом телефоне кажутся просто смешными: разрешение 0.1 мегапикселя. А сам телефон мог хранить в себе аж 20 снимков. Этот телефон был предназначен для видеосвязи, и мог делать видео в два кадра в секунду, к тому же сама камера на телефоне располагалась спереди. И как таковым этот телефон не являлся камерофоном, так как снимать камерой, расположенной спереди не очень удобно.

А вот первым телефоном с камерой размещенной «как надо», можно смело назвать Samsung SCH-V200. С поворотной камерой, которая могла располагаться уже так, как надо.

Samsung ввели тренд, но первое время не лидировали в нём (хотя сейчас камеры в устройствах Samsung на мой взгляд одни из лучших, естественно если говорить о флагманах компании)

Но Samsung SCH-V200 я бы тоже не назвал камерофоном. А вот действительно массовым устройством, которое брали, в том числе и из-за качественно по тем временам камеры, я бы назвал Sony Ericsson K700.

Этот телефон вышел на рынок в марте 2004 года, и предлагал покупателю камеру аж на 1.3 мегапикселя. К тому же это был очень массовый телефон. Сама камера в то время называлась VGA и делала снимки с разрешением 640*480 точек. В это время маркетологи даже еще и не думали начинать гонку мегапикселей, поэтому сейчас, спустя время, найти информацию именно о количестве мегапикселей в камере Sony Ericsson K700 достаточно сложно.

Следующим камерофоном, выпущенным на рынок, был Sony Ericsson K750i. Здесь уже стоял модуль камер на 2МП, и для 2005 года качество снимков было просто превосходным.

К тому же аппарат поддерживал карты памяти, и потенциально в него могло поместиться очень много фотографий. А еще музыка. И на то время, этот телефон предоставлял владельцам поистине обширный функционал. Мог заменить и плеер, и фотокамеру, и даже игровую консоль. Не говоря уже про мессенджеры и популярный в то время WAP браузинг. Ну и позвонить с него можно было, куда уж без этого.

Посмотрев на успех камерофонов от Sony Ericsson, в борьбу вступила Nokia. И в 2006 году представила рынку поистине революционный камерофон Nokia N93 с фото модулем аж на 5 мегапикселей и оптикой от Carl Zeiss.

К тому же именно данный телефон можно по праву назвать первым камерофоном. Так как благодаря форме трансформеру, телефон можно было использовать именно в виде камеры, какими они в то время и были. Г-образные, с экраном на оператора и корпусом ручкой, с встроенной внутрь начинкой.

Затем на рынке началась гонка мегапикселей. Один за одним выходили смартфоны, и основным лозунгом в то время был «больше, мощнее, причудливее». Производители не стеснялись делать эксперименты с формой телефонов. Выпускали раскладушки, слайдеры, трансформеры. Рынок был относительно молодой, и каждая новинка была в той или иной степени популярной. Но в плане камер в этот период особых революций не было. Каждая новинка выпускалась с камерами от 2 до 5 мегапикселей, и в это же время стало понятно, что на качество фотографий влияет не только количество этих самых мегапикселей, но и качество оптики. И это было золотое время Nokia и Carl Zeiss. По большей части именно они правили балом, и лучшие снимки могли быть получены именно на телефонах Nokia.

Первой весточкой того, что гонка мегапикселей продолжается, стал выход в конце 2008 года телефона LG KC910. У которого была установлена камера уже на 8 мегапикселей, а разрешение фотографий было 3264×2448 точек.

Этот телефон вышел в уже привычном нам форм-факторе. Именно с 2008 года он стал самым популярным: лопата (тогда еще лопатка) с передним экраном и кнопками снизу, и фотокамерой сзади. Правда несмотря на впечатлительные 8МП, этот телефон по факту проигрывал в качестве фотографий телефонам от Nokia. И так и не стал ни легендарным, ни признанным камерофоном. И остался в истории только как телефон, впервые выпущенный с камерой на 8 мегапикселей.

Ну а в 2009 году вышел первый гибрид от Samsung, который являлся скрещиванием камеры и телефона. Это был Samsung PIXON12, с фотомодулем на 12 мегапикселей. Именно в это время Samsung вступили в гонку мегапикселей полноценно.

Данный телефон имел форму полноценной мыльницы. И если с лицевой стороны он и был похож на телефон, то задняя сторона ничем не отличалась от фотоаппарата тех времен. К тому же примерно в то же время началась работа над программной обработкой изображений. И это в последующем и остановило гонку мегапикселей. Но я забегаю вперед.

Следующей ключевой моделью на рынке камерофонов стала Nokia 808, которая вышла в 2012 году, и просто нагнула всех производителей, выдав на рынок модуль на просто бешенные 41 мегапиксель.

При этом оптика была создана совместно с Carl Zeiss, и этот телефон именно в фотографическом плане задал планку на несколько лет вперед. Даже по сегодняшним меркам, Nokia 808 делает неплохие фотографии, что уж говорить о 2012 году. Я лично помню, как мечтал об этом телефоне. Правда в 2012 году было еще одно значимое событие, это уже было время заката Symbian. И несмотря на успешные продажи новинки, спасти компанию она не смогла. Ведь люди покупали телефон не только для фотографирования. К тому же примерно в это же время рынок уже вовсю захватывала компания Apple. И в том числе благодаря нарастающему качеству фотомодулей в каждой новинке.

Следующим камерофоном, выпущенным на рынок, стала всё та же Nokia. Но теперь это была Lumia 1020 вышедшая в 2013 году, с новой на тот момент операционной системой Microsoft Windows Phone 8

Это был полноценный камерофон. Но, к сожалению, он так и не стал популярным. Так как в это же время на рынке уже вовсю продавались Iphone и Samsung с их серией Galaxy. В итоге Nokia по факту выпустив камерофон, так и не смогла его нормально продать.  Эти аппараты были мало кому нужны. И обладали большим количеством проблем. К тому же ОС Windows Phone так и не набрала популярность, несмотря на имеющиеся в то время перспективы. Ну и окончательно похоронило данную модель то, что примерно в это же время на рынок вышел смартфон Samsung Galaxy S4 Zoom:

Хотя если сказать честно, несмотря на свою привлекательность, этот аппарат не был очень популярным. Хотя именно в контексте камерофонов стал достаточно заметным. Здесь была установлена камера на 16мп, с полноценной оптикой. И этот телефон совмещал в себе по факту два гаджета: полноценную камеру с оптической системой, и полноценный смартфон, с достаточно флагманской начинкой.

Несмотря на не самый большой успех, фирма Samsung не стала останавливаться, и в 2014 году выпустила Samsung galaxy zoom s5, как продолжение линейки камерофонов.

По железу это был флагман Samsung Galaxy S5 с встроенной в него фотокамерой на 19 мегапикселей. Но рынок к этому времени уже окончательно разделился на тех, кто использует фотокамеру, и тех, кому хватает обычной камеры в телефоне. Так как к этому времени качество мобильной фотографии заметно выросло, и уже покрывало потребности большинства пользователей. И по факту именно Samsung galaxy zoom s5 можно назвать последним камерофоном на рынке. Правда в последнее время в эту сторону еще что-то пытается Sony совместно с Carl Zeiss и Leika. Как пример, телефон Sony Xperia 5 III. Но у аппарата завышенная цена и посредственные характеристики с кучей детских болячек. И выделяется среди конкурентов он как раз как камерофон, так как больше нечем выделиться. Но это я уже совсем в наши дни забежал. Хотя если честно, действительно камерофонов после выхода Samsung galaxy zoom s5 я лично так и не могу вспомнить, да и гугл тоже. И по факту, с увеличением качества мобильной фотографии, само понятие «камерофон» стало уже не актуальным, а качество камер в смартфонах стало просто одним из параметров, влияющих на выбор той или иной модели. Но чаще всего этот параметр не является ключевым.

Заключение:

С развитием фотокамер в смартфонах, в своё время интересное ответвление телефонов в сторону гибридов для фотографов исчезло. Но я считаю, что нужно помнить о том, как именно развивалась мобильная фотография, и какие модели телефонов и смартфонов способствовали этому. Выше, в статье, я описал ключевые на мой взгляд модели. Возможно, этот список не полный, так как были и другие телефоны с действительно качественными фотомодулями. Например, Nokia N95 и Nokia N82, LG G4, Sony Xperia Z и другие. Те же Motorola в своё время вполне могли похвастаться интересными моделями, а еще были внешние модули камер Sony QX10:

Всё это было очень интересно. Но рынок, к сожалению, проголосовал рублём, и сейчас камеры это просто камеры. Хорошие или плохие. Но как правило устраивающие пользователей своим качеством. И сейчас с развитием технологий, любой флагман по факту является и «камерофоном» и не только. И я думаю, что даже если сейчас производители решат выпустить нечто похожее, например на Samsung Galaxy S4 Zoom, рынок это не примет. Покупатели не готовы платить за дорогой фотомодуль, который не сильно выиграет у обычных камер в телефонах. Это хорошо доказывает линейка Xperia от Sony. К тому же судя по статистике, рынок в данное время вообще отказывается от фотоаппаратов как отдельных устройств. Никому уже не интересны битвы Canon и Nikon. Рынок захватили Sony и Fujifilm со своими беззеркалками, оставив фотомонстров на задворках. Но и эти производители не могут похвастаться продажами, ведь люди воспринимают камеру в телефоне как нечто обычное. Смартфоны плотно заняли нишу фотоаппаратов, и вовсю правят там. Ну а «камерофоны» теперь просто часть нашей интересной истории.

P.S. Очень надеюсь что статья вам понравилась. Напишите в комментариях, владели ли вы описанными выше гаджетами, или владеете ли ими сейчас. Ну и также напишите, какие модели вы бы добавили в список камерофонов, повлиявших на индустрию мобильной фотографии в целом. Хотелось бы услышать альтернативное мнение.

Не пропустите также:

  • Когда появился первый телефон в россии
  • Код белоруссии со стационарного телефона
  • Код белокатайского района телефон
  • Когда появился первый сенсорный телефон
  • Код белграда для телефона


  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии