Когда был создан первый сенсорный телефон

Кто изобрел самый первый сенсорный телефон

Первая попытка создания сенсорного телефона была успешно реализована 20 лет назад. Времена меняются, новые технологии не стоят на месте, и сейчас сенсорные телефоны заняли твердую позицию на рынке сотовых.

Кто изобрел самый первый сенсорный телефон

Мы не представляем себе современной жизни без использования сотового телефона, он стал ее неотъемлемой частью. А ведь каких-то лет десять назад не каждый мог позволить себе приобрести сотовый, в основном он считался предметом роскоши.

В настоящее время индустрия мобильной техники динамично развивается, с каждым годом создаются все новые и новые модели. Однако настоящей революцией в этом стали сенсорные телефоны, которые завоевали широкую популярность среди пользователей и практически вытеснили из продаж обычные «кнопочные».

Мало кто это знает, но в действительности первый сенсорный телефон был изобретен в 1993 г. корпорацией IBM, большую часть своей деятельности посвятившей созданию компьютерной техники.

Эта компания была создана в далеком 1896 г. инженером Германом Холлеритом. Первоначально она имела название Tabulating Machine Company и занималась производством счетно-аналитических машин. В 1911 г. произошло слияние ТМС с компаниями Чарльза Флинта – International Time Recording Company и Computing Scale Corporation. В результате данного процесса образовалась корпорация Computing Tabulating Recording (CTR). В 1917 г. компания CTR вышла на рынки Канады под брендом International Business Machines (IBM), а в 1924 г. и американское подразделение сменило название.

Первый сенсорный телефон получил название IBM Simon. В те годы он казался высшим изобретением среди телефонов и произвел настоящий фурор, хотя весил более 0,5 кг и напоминал «кирпич», не имеющий ничего общего с современными легкими гаджетами. При всем том, что его сенсорный экран создавался для работы со стилусом, большую часть операций было возможно проводить пальцами.

Simon был укомплектован черно-белым экраном 160*293 и встроенным модемом. Аккумуляторная батарея была рассчитана на один час непрерывного разговора или на 8-12 часов нахождения в режиме ожидания. Кроме того, в конструкции телефона был предусмотрен специальный слот для дополнительной памяти.

Оперативная система представляла собой одну из версий DOS, которая была разработана компанией Datalight. Телефон имел 1 Мбайт оперативной памяти и 1 Мбайт для различных данных и приложений. В системе IBM Simon было предусмотрено получение факсов, электронной почты, он мог функционировать в качестве пейджера, а также запускал встроенные приложения.

Стоимость такого телефона была непомерно высокой – примерно 900 американских долларов при условии заключения договора с оператором на срок до двух лет или 1100 без этого условия. Несмотря на всю свою уникальность, гаджет часто выходил из строя и обширного распространения среди пользователей не получил. В итоге, компания IBM отказалась от затеи производства мобильных.

Источники:

  • Самый первый сенсорный телефон в мире
  • IBM Simon – первый в мире смартфон. Что внутри? / Блог компании IBM / Хабрахабр
  • IBM: сто лет великой истории

Краткая история появления сенсорных экранов

4 года назад · 8400 просмотров

Сегодня таким чудом, как сенсорный экран, который позволяет вводить информацию с помощью касаний, уже никого не удивишь. Подавляющее большинство современных смартфонов, планшетных ПК, электронных книг и других гаджетов оснащены подобной технологией. Какова же история появления сенсорного дисплея?

Краткая история появления сенсорных экранов

Источник:

Считается, что первое в мире сенсорное устройство появилось благодаря американскому преподавателю Сэмюэлу Хёрсту, которому приходилось вводить огромное количество данных с многочисленных лент самописцев. Это занятие отнимало много времени, было непроизводительным и требовало повышенной концентрации внимания, чтобы не допускать ошибок.

Для автоматизации процесса Хёрст стал разрабатывать сенсорный экран, по которому двигался самописец. Его творение, вышедшее в свет в 1971 году, получило название Elograph.

Краткая история появления сенсорных экранов

Источник:

В 1974 году образованная Сэмюэлом Хёрстом компания Elographics выпускает прозрачную сенсорную панель, а еще через несколько лет совместно с Siemens — первый телевизор с сенсорным дисплеем.

Краткая история появления сенсорных экранов

В 1983 году от компании Hewlett-Packard миру был представлен компьютер HP-150, который был оборудован сенсорным дисплеем, функционирующим по принципу инфракрасной сетки.

Краткая история появления сенсорных экранов

Источник:

Первым сотовым телефоном, имеющим сенсорный экран и выпущенным в 1998 году, стал Alcatel OneTouchCOM. Модель была оснащена небольшим монохромным дисплеем, однако это не помешало ей стать прообразом современного смартфона.

Краткая история появления сенсорных экранов

Источник:

Полноцветный дисплей с хорошим разрешением и поддержкой 4096 цветов был представлен компанией HTC в 2002 году. В модели Qtek с маркировкой 1010/02 XDA была использована резистивная технология.

Краткая история появления сенсорных экранов

Источник:

Благодаря компании Apple сенсорные дисплеи вышли на новый уровень. После выпуска iPhone в 2007 году устройства с сенсорными дисплеями завоевали невероятную популярность. К тому же, технология Multitouch значительно упростила процесс ввода информации.

Появление сенсорных дисплеев в жизни потребителей заметно упростило управление различного рода гаджетами, но вместе с тем принесло и некоторые неудобства, в первую очередь связанные с «хрупкостью» подобного типа экранов…

Источник:

Современные смартфоны выглядят совершенно не так, как устройства, которыми привыкли пользоваться люди 20 и даже 15 лет назад. Раньше никто не мог подумать, что однажды наступит время, когда появится возможность выходить в интернет с маленького телефона, запускать игры консольного уровня и скачивать файлы за несколько секунд.

Содержание

  • Появление и развитие карманных персональных компьютеров
  • Появление первых смартфонов
  • Развитие телефонов на базе ОС Symbian
  • Появление iOS и Android

Появление и развитие карманных персональных компьютеров

Путь смартфонов был очень тернистым и начался он с появления карманных персональных компьютеров. В народе подобные устройства быстро обзавелись аббревиатурой КПК, которая используется людьми старшего поколения до сих пор.

Но первые карманные компьютеры мало чем напоминали сегодняшние смартфоны. Условно говоря, к КПК можно даже отнести первые электронные калькуляторы небольших размеров, которые появились в 60-е годы прошлого века. По своей сути они представляли компактный компьютер со скромными вычислительными способностями.

Вес первых электронных калькуляторов составлял 25 килограммов, что очень сложно представить в сегодняшних реалиях.

Но технологии активно развивались, и стало ясно, что компактными калькуляторами дело не ограничится. К 80-м годам подобные устройства обзавелись дополнительными функциями, которые стирали грань между неказистой вычислительной техникой и полноценным компьютером.

КПК, каким он вошел в историю, появился в 1984 году. Первопроходцем стал Psion Organizer 1.

image

Устройство имело маленький черно-белый дисплей и клавиатуру, которая использовалась для набора текста. На борту девайса находился процессор с тактовой частотой менее 1 МГц (в современных смартфонах частота измеряется в ГГЦ), а также 2 Кб встроенной памяти.

А вот КПК от все той же фирмы 1999 года выпуска уже смело можно было назвать карманным компьютером. Это касается как внешних свойств, так и начинки.

image

Частота процессора составляла 36 МГц, а встроенной памяти предусматривалось уже 16 мегабайт. Кроме того, начинка располагала программой Contacts, которая была совместима с Microsoft Outlook.

В 2000-е годы развитие карманных компьютеров достигло своего апогея. На заре маячило революционное устройство Apple, а продвинутые бизнесмены пользовались коммуникаторами Nokia с выдвижной клавиатурой.

image

Вместе с тем начали набирать популярность модели с сенсорным экраном. Впрочем, это тема уже следующего раздела материала.

Появление первых смартфонов

Долгие годы разработчики старались сделать карманные компьютеры действительно карманными. Те устройства, которые были представлены на рынке, сложно было именовать компактными даже в 2000-е.

Но еще в 90-х умельцам удалось соединить воедино не самый удобный КПК с мобильным телефоном. Имя подобному устройству – смартфон (smart – умный, phone – телефон).

Sharp Personal Mobile Communicator MC-G1 1997 года выпуска не снискал особой славы. Однако, стал первопроходцем в своем роде. Девайс был оснащен функцией звонилки, органайзера и электронной почты. А за основу был взят хоть и монохромный, но зато сенсорный дисплей.

image

Вышедший в 2000 году Ericsson R380 стал куда более популярным. И это понятно, ведь сенсорный дисплей и простая кнопочная клавиатура подкреплялись активной рекламой, которая заставила бизнесменов выкладывать деньги за новый коммуникатор.

image

Спустя еще несколько лет появились полноценные смартфоны. Вот, например, Sony Ericsson P900 (2003).

image

Аппарат оснащен цветным дисплеем немаленьких размеров по тем временам и откидной панелью с кнопками. На борту у него 16 Мб памяти и камера на 0,3 Мп.

Словно предвещая эпоху Apple, разработчики стали выпускать смартфоны, как из пулемета. На исходе привычных в то время аппаратов выстрелила Nokia 7710 (2004).

image

У нее был сенсорный экран, камера и даже поддержка MS Office. Так что ее можно было смело назвать полноценным смартфоном и одним из самых легендарных аппаратов на базе операционной системы Symbian.

Следом свои девайсы показали другие фирмы. Например, ASUS со своим P525 (2006).

image

Но к тому времени уже отчетливо стало ясно, что потребители хотят стереть грань между обычным мобильником и коммуникатором. Революция наступит с появлением первого Айфона, а до того времени поколению «нулевых» приходилось иметь дело с не самыми стабильными устройствами на Symbian.

Развитие телефонов на базе ОС Symbian

Прежде чем подобраться к, возможно, самой интересной части материала с обзором девайсов iPhone и Android, необходимо посвятить некоторое время эпохе Symbian.

Данная операционная система считалась безальтернативной и наголову превосходила по своим возможностям Java. Казалось, что у операционки нет и не предвидится конкурентов, ведь почти целых 10 лет она считалась безальтернативной для решения бизнес-задач.

image

Сейчас мало кто знает, что Symbian была основана гигантами мобильных технологий Ericsson, Nokia, Motorola и Psion в 1998 году. Впервые ОС появилась в устройствах Psion, а уже в начале «нулевых» стояла на каждом смартфоне.

На ней базировались такие девайсы, как Siemens SX45 и Philips 550. Чуть позже Symbian начала напрямую ассоциироваться с телефонами Nokia, поскольку именно они стали самыми популярными к 2005 году.

Symbian сложно было назвать операционной системой без косяков, но на тот момент никто не мог предложить хотя бы немного сравнимый функционал. Правда, с появлением первого Apple iPhone развитие ОС покатилось вниз. Последние смартфоны на базе операционки появились в 2012 года, после чего началась эпоха Android и iOS.

Компания Нокиа долгое время заявляла о том, что Symbian ничего не угрожает. Но в итоге отделение, отвечающее за ОС, распалось, а сама Nokia была поглощена китайской фирмой Lenovo.

Появление iOS и Android

Современные смартфоны ассоциируются людьми с ОС Андроид и iOS. На первых порах они были встречены весьма критично, однако с годами операционки подтвердили свою состоятельность, став монополистами рынка.

Первые смартфоны Apple

Появление первого телефона Apple разделило мобильные технологии на «До» и «После». До 2007 года американская корпорация занималась выпуском компьютеров, а самым популярным продуктом был карманный MP3-плеер iPod.

И вот, легендарная презентация 2007. Стив Джобс шутит над тем, что людям приходится носить с собой смартфон, коммуникатор и плеер, показывая то, как будет выглядеть устройство Apple.

image

После этого Стив перешел к более серьезной информации, показав настоящий сэмпл первого поколения iPhone.

image

Устройство соединило в себе функции интернет-коммуникатора, плеера и обычной звонилки. При этом руководитель Apple, откровенно говоря, вводил людей в заблуждение. Ведь еще за несколько лет до появления Айфона на рынке уже были представлены устройства со всеми этими функциями.

Поэтому не удивительно, что iPhone 2007 имел довольно внушительное количество недостатков даже по тем временам.

Компактный дизайн

Сенсорное управление без использования стилуса

Стабильная работа собственной ОС

Отсутствие поддержки 3G

Камера не умеет записывать видео

Нет фронтального сенсора

Самостоятельно оценить все плюсы и минусы Айфона можно, посмотрев полное видео презентации с русским переводом. Но сразу предупреждаем, что вы обязательно попадете под обаяние Стива и захотите сменить свой флагманский Xiaomi или Samsung на самый первый iPhone.

А мы лишь напомним, что многие недостатки первой модели были исправлены в iPhone 3G и 3GS. Затем Айфон обновлялся каждый год, став самым популярным смартфоном в мире.

Первые смартфоны Android

После выхода iPhone всем стало очевидно, что популярные ранее платформы Java и Symbian вскоре вовсе покинут рынок. В этой связи фирма Андроид, еще в 2005 году выкупленная корпорацией Google, задумалась о производстве собственной операционной системы на базе ядра Linux.

Первый выпуск произошел в январе 2008 года (спустя год после презентации iPhone). А к 2011 году Android стал самой популярной операционной системой на мобильном рынке, обогнав iOS.

image

Пользователей привлекал такой же приятный интерфейс, как и на iOS, а также открытый код, позволяющий менять настройки по своему усмотрению. Такие смартфоны, как LG GW620 и Galaxy I7500 не стали популярными. Но вот Samsung Galaxy S3 и HTC One буквально взорвали рынок, дав нестыдный отпор Apple с их Айфонами.

Долгое время с Андроид соперничала другая операционная система – Windows Phone. Но она быстро сошла с рельс из-за не самого удобного интерфейса.

Сейчас Андроид совершенно не отстает от iOS, а по многим характеристикам даже опережает iOS. Поэтому в настоящее время выбор между двумя платформами является исключительно вкусовщиной.

Первые смартфоны в России

До России практически все технологии добирались с опозданием. Поэтому первым смартфоном, официально продававшимся на территории страны, стал Nokia N73 2006 года.

image

Он был настолько популярным, но дорогим, что многие люди в нашей стране имели его китайскую копию. Вместе с ним начали продаваться и другие смартфоны. И тут можно подумать, что в 2007 россияне начали знакомиться с iPhone. Но нет. В России первый Айфон официально появился осенью 2008 в торговых сетях МТС, Билайн, Мегафон и Связной. До этого времени людям приходилось заказывать девайс из США и других стран.

С Андроидом все получилось иначе. Смартфоны, ставшие прямым конкурентом Apple, начали продаваться практически сразу в 2008 году. Но настоящую популярность они обрели лишь в 2011-2013 годах. В то время каждый второй человек ходил с кнопочным телефоном, а переход на гаджет с сенсорным экраном казался чем-то необоснованным.

image

История показала, что современный человек не может обойтись без смартфона. Бюджетные модели стоят не дороже кнопочных мобильников, а на умные устройства переходят даже пожилые люди. Поэтому в завершении предлагаем ознакомиться с рейтингом лучших смартфонов на сегодняшний день, чтобы ощутить всю разницу с первыми подобными девайсами.

Сенсорные телефоны получили широкое распространение. Потому сегодня ими вряд ли кого-то можно удивить. Тем не менее, далеко не каждому человеку известно, когда конкретно появился первый сенсорный телефон. Считается, что саму технологию придумал Сэмюэл Херст, которому требовалось вводить много информации с лент самописцев. Впоследствии этот принцип лег в основу инновационных телефонов, которыми сегодня пользуются люди во всем мире.

IBM Simon

Эту модель часто считают предшественником iPhone. Однако, по сути, она просто представляет собой первый тачфон. После этого девайса появилось много сенсорных устройств.

Сложно, сказать, кто конкретно изобрел первый IBM Simon. Это устройство было выпущено американской компанией IBM в сотрудничестве с телекоммуникационным брендом BellSouth. Впервые девайс был представлен в 1992 году, и тогда он казался чем-то нереальным. В 1994 году устройство поступило в продажу и стоило очень дорого. На тот момент его цена составляла 1090 долларов.

По сути, Simon представляет собой нечто среднее между карманным ПК и телефоном. Впоследствии такие девайсы получили название смартфонов. Также Simon можно было применять как факс и пейджер. В устройство входило много компонентов. Среди них стоит выделить адресную книгу, блокнот, перечень задач. Также устройство дополнялось календарем и калькулятором. В нем присутствовало несколько игр и клиент электронной почты.

Девайс отличался монохромным экраном, диагональ которого составляла 4,7 дюйма. При этом его разрешение было 160х293 пикселя. Физические клавиши на устройстве отсутствовали. Набрать номер или текст удавалось посредством виртуальной клавиатуры и стилуса.

В структуру Simon входил процессор, частота которого составляла 16 мегагерц, слот для карт, 1 мегабайт оперативной памяти. Для зарядки телефона использовалась специальная док-станция. Заряда аккумулятора хватало максимум на 8-12 часов работы в режиме ожидания и на 1 час разговоров и передачи информации. Но за дополнительную плату была возможность купить батарею большей емкости.

Стоит отметить, что новое устройство не получило широкого распространения. Многих потенциальных покупателей испугала высокая стоимость устройства. Девайс выпустили тиражом максимум 5000 экземпляров и вскоре забыли о нем. Тем не менее, устройство сыграло важную роль в технологическом развитии.

Sharp Personal Mobile Communicator MC-G1

Через 3 года после выхода IBM Simon в компании Sharp решили, что рынок созрел к новому девайсу. Результатом этого стал выпуск нового варианта телефона, оснащенного сенсорным дисплеем. Кто конкретно придумал устройство, сказать нельзя. Над созданием этого гаджета трудилась целая команда разработчиков.

Sharp Personal Mobile Communicator MC-G1

К сожалению, и это устройство не привлекло внимания потенциальных покупателей. Сегодня даже не сохранилось его фото в хорошем качестве. Полный список параметров тоже остался в секрете.

При этом доподлинно известно, что девайс комбинировал телефон и органайзер. С его помощью удавалось отправлять электронные письма, факсы, смс-сообщения. Также девайс оснащался инфракрасным портом. Стилус помогал выполнять рукописные заметки. Защита экрана обеспечивалась прозрачной пластиковой крышкой.

Ericsson R380

Это устройство стало первым мобильным телефоном, которое получило название смартфона. Кто конкретно создал его, установить невозможно. Как и над другими подобными гаджетами, над его разработкой трудилась целая команда специалистов.

В тот период устройство функционировало на новой операционной системе Symbian. В сложенном виде девайс работал, как обыкновенный моноблочный мобильный телефон. Чтобы трансформировать гаджет в смартфон, требовалось убрать клавиатуру, закрывающую сенсорный экран. И в закрытом виде устройством удавалось управлять посредством дисплея. При нажатии кнопок на цифровой клавиатуре они просто касались требуемого участка на дисплее.

Ericsson R380

При этом модель Ericsson R380 характеризовалась важными минусами. Она имела довольно высокую стоимость. Помимо этого, несмотря на наличие Symbian, на устройство нельзя было ставить сторонние программы. Но это не помешало девайсу стать предшественником серии популярных смартфонов, среди которых стоит выделить весьма успешную модель Р800.

Siemens SX45

По мере развития технологий компания Siemens тоже решила включиться в гонку смартфонов. Однако на тот момент она не обладала своими собственными разработками. Это вынудило представителей бренда заключить договор Casio. Уже в имеющийся КПК Casio Cassiopea E125 установили GSM-модуль и несколько поменяли дизайн. В результате удалось создать один из первых смартфонов, который функционировал на основе операционной системы Microsoft Pocket PC 2000. Она стала предшественницей Windows Mobile.

Модель Siemens SX45 выпустили в 2001 году. Ее единственным минусом стало отсутствие микрофона. При этом динамик находился под дисплеем. Потому для разговора приходилось использовать гарнитуру.

Устройство обладало дисплеем размером 3,5 дюйма. При этом разрешение экрана составляло 240х320 точек. Также прибор отличался частотой 150 мегагерц и функцией поддержки карт памяти.

Siemens SX45

Palm Treo 180

Коммуникаторы, которые управлялись операционной системой Palm, стали появляться еще до Treo. Дело в том, что бренд активно продавал свою платформу другим компаниями. Однако именно Treo стала воплощением знаковой ОС, которая в настоящее время уже не используется.

Одним из первых смартфонов стала модель Treo 180. Вначале ее выпускал бренд Handspring. Но после объединения с Palm компания стала вызывать более стойкие ассоциации с линейкой Treo. Устройство оснащалось дисплеем с 16 оттенками серого цвета. Также оно имело крышку и физическую клавиатуру QWERTY.

Тогда же на рынок вышла модификация Treo 180g. Вместо клавиатуры она оснащалась полем, которое помогало распознавать рукописный текст и символы.

Palm Treo 180

Sony Ericsson P900

Это устройство представляет собой первый вариант сенсорного коммуникатора на основе операционной системы Symbian, которая представляет собой платформу UIQ. Девайс имел экран 2,9 дюйма. Он отличался разрешением 208х320 пикселей, 16 мегабайтами памяти, процессором с частотой 156 мегагерц, Bluetooth и камерой 0,3 мегапикселя. Главной особенностью девайса была откидная крышка. В сложенном виде устройство представляло собой обыкновенный мобильный телефон.

В 2004 году появилась следующая модель Р910. Она не только оснащалась цифровой клавиатурой, но и QWERTY, которая также находилась на откидном блоке.

Sony Ericsson P900

Philips 550/755/759

Это первый обычный телефон, который оснащался сенсорным экраном. В серии выпустили 3 устройства. Так, модели 755 и 759 отличались от 550 наличием инфракрасных портов и камер. При этом разница между устройствами касалась дизайна. 759 модель выглядела брутально, а 755 – стильно.

Сенсорный дисплей, прежде всего, использовался для отправки MMS. Стилус позволял рисовать изображения с нуля или заниматься редактированием фото. Также в комплекте присутствовала экранная клавиатура QWERTY. Однако она была мелкой и неудобной. Тем не менее, обзоры того времени отмечали, что использовать эту клавиатуру для набора текста было удобнее, чем обыкновенные кнопки.

В целом, устройство не стало особо успешным, поскольку его интерфейс был не особо хорошо приспособлен к сенсорному управлению. К тому же девайс отличался медленной работой. Эти телефоны стоили дороже, чем такие же устройства без тачскринов.

Philips 550/755/759

Neonode N1

В свое время это устройство стало настоящим прорывом в развитии технологий. В 2001-2002 годах небольшая шведская фирма Neonode первой предложила концепцию смартфона с удобным интерфейсом, управление которым можно было осуществлять исключительно при помощи пальцев. Это произошло в те времена, когда даже устройства со стилусами были новинкой.

Теоретически модель Neonode N1 могла стать прорывом вместо iPhone. Тем более, что она появилась на несколько лет раньше. Однако судьба распорядилась по-другому. Изначально в Neonode все время сдвигали сроки выпуска девайса.

После того, как устройство все-таки появилось в продаже, оно оказалось не самым удобным. Тем не менее, этот девайс по праву считается революционным. В нем использовался нестандартный метод реализации сенсорного управления. При этом по краям дисплея устанавливалось 17 инфракрасных датчиков. Они помогали телефону отслеживать место касания экрана. Безусловно, на тот момент добиться высокой точности не удалось. Однако, по крайней мере, устройство не требовало сильного давления, как при использовании резистивных дисплеев.

Neonode N1

Характерной особенностью устройства стали его небольшие размеры. Оно было сопоставимо по габаритам с банковской картой. Однако и дисплей из-за этого был очень маленьким. Его размер не превышал 2,2 дюйма. Однако тогда эта особенность не подвергалась критике. В 2001-2002 годах смартфоны отличались огромными размерами. Дело в том, что операционная система Microsoft с ее небольшими деталями и шрифтами требовала больших дисплеев и стилуса. При этом ОС Symbian изначально вообще не сочеталась с тачскринами.

Еще одной характеристикой устройства стало жестовое управление. К примеру, вместо нажатия на «ок» требовалось провести пальцем слева направо. Для отмены это требовалось сделать в обратную сторону. В тот период ничего подобного не существовало.

При этом многих интересуют причины провала продаж. Их было несколько. Прежде всего, фирма Neonode слишком долго откладывала выпуск устройства. К тому же бренд все-таки не мог конкурировать с более известными компаниями. Также он испытывал трудности с каналами продаж. Телефон можно было заказать исключительно через Интернет. При этом продавался он только в европейских странах. На постсоветском пространстве предпринимались попытки наладить розничный сбыт, однако они провалились.

Девайс работал на основе Windows Compact Edition, которая представляла собой урезанный вариант настольной операционной системы с оболочкой от Neonode сверху. Поставить сторонние программы было невозможно. При этом набор встроенных приложений был весьма ограничен. Телефон не поддерживал MMS и запись видео. Он не имел почтового клиента и Bluetooth. При этом устройство стоило дорого.

В 2005 году появился улучшенный вариант Neonode N1m. Эта модель поддерживала много диапазонов GSM, оснащалась виброзвонком и камерой высокого разрешения. Также устройство имело новое ядро ОС Windows CE. Тем не менее, это не привело к заметному росту продаж.

Nokia 7710

Первый сенсорный телефон от Nokia функционировал на основе Symbian Series 90 и ориентировался на применение в горизонтальном развороте. Устройство дополнял дисплей размером 3,5 дюйма. При этом его разрешение составляло 640х320 пикселей. Телефон имел 90 мегабайт встроенной памяти и специальный слот для карт. Камера поддерживала запись видео.

Главным минусом устройства стало использование редкой платформы, в силу чего выбор программных продуктов для девайса был весьма скудным. При этом встроенный набор был весьма неплохим. Телефон оснащался полноценным органайзером и почтовым клиентом. В общем, интерфейс получился весьма неплохим, но отличался крайне медленной работой.

Nokia 7710

HTC Magician

Смартфон Qtek S100 компании HTC с 2005 года продавался под различными названиями. В Азии он назывался 2 Xda II Mini, а в Германии – O2 Xda mini. Также встречались такие названия, как Dopod 818, Vodafone VPA Compact и другие.

Девайс функционировал на основе Windows Mobile 2003. Он имел 64 мегабайта встроенной и такое же количество оперативной памяти. Также в комплект входил слот для карт SDIO/MMC, экран размером 2,8 дюйма, камера 1,3 мегапикселя. Плюсом устройства была сравнительно невысокая стоимость. Оно отличалось удобством и небольшими размерами.

HTC Magician

ASUS P525

Эта модель обладала достаточно большим экраном. Его размер составлял 2,8 дюйма, а разрешение 240х320 пикселей. Также к отличительным особенностям устройства стоит отнести наличие QWERTY-клавиатуры, корпуса, оснащенного металлическими элементами, камеры 2 мегапикселя с автофокусом, 64 мегабайта оперативной памяти. Также девайс обеспечивал поддержку Wi-Fi и включал джойстик.

При этом изначально телефон сильно глючил. На нем исчезали сигналы, отменялись вызовы, выключался звук. Однако производитель постоянно выпускал все новые прошивки, которые помогли избавиться от проблем, и телефон стал удобнее.

ASUS P525

Fujitsu Siemens Pocket LOOX T810

В 2000 годы появилась модель LOOX T810. Она поддерживала самые разные технологии – 3G, GPS, Bluetooth, Wi-Fi. Устройство имело камеру 2 мегапикселя, клавиатуру QWERTY и экран размером 2,4 дюйма. Телефон оснащался процессором с частотой 416 мегагерц и имел 128 мегабайт встроенной памяти и 64 мегабайта оперативной.

Sony Ericsson M600

Этот телефон отличался эффектным дизайном. Он оснащался дисплеем размером 2,6 дюйма и функционировал на основе Symbian UIQ. Работа девайса управлялась процессором Philips, частота которого составляла 208 мегагерц. Телефон имел 64 мегабайта памяти и слот для карт.

Sony Ericsson M600

При этом камера у этой модели отсутствовала. Это было связано не с соображениями экономии, а с тем, что телефон предназначался для бизнеса. На множестве предприятий в тот период применение устройств с камерами было запрещено.

Toshiba Portege G900

В начале 2007 года появился продвинутый бизнес-коммуникатор Toshiba G900. Он функционировал на основе Windows Mobile 6 Professional, обеспечивал поддержку 3G, имел 128 мегабайт оперативной памяти и экран размером 3 дюйма. Для него было характерно достаточно высокое на тот момент разрешение 480х800. Также телефон оснащался выдвижной клавиатурой QWERTY и 2 камерами.

LG Prada

Эта модель стала первым мобильным телефоном, оснащенным сенсорным дисплеем емкостного типа. Это произошло в январе 2007 года, опередив на месяц знаменитую новинку компании Apple. Хотя Prada вышел первым, за 1,5 года LG сумела продать всего 1 миллион таких устройств, тогда как годовые объемы Apple превысили 6 миллионов iPhone.

Появление первого сенсорного телефона стало своего рода прорывом в развитии мобильных технологий. Такие устройства выпустили многие компании, однако все они отличались разной востребованностью среди потребителей.

МЕГА Accelerator был запущен в начале года, и в прошлом посте мы познакомили вас с десятью стартапами, ставшими резидентами нашего акселератора и уже начавшими работу в коворкинге PO2RT. Теперь можно рассказать подробнее о каждом из проектов. Почему бы не начать с Surfancy?

Эта статья об истории развития тачскрина от 50-х годов XX века до наших современников, стартаперов Surfancy, которые придумали, как отделить тачскрин от экрана. Почему это не случайное решение, а правильное и закономерное развитие всей истории тачскрина? Здесь нужно разобраться в истории.

Пока запомните эти две белые планки, мы вернемся к ним в конце статьи:

Как же столь важное технологическое решение как тачскрин смогло практически мгновенно захватить наш мир? Путь тачскринов был довольно тернист и потребовал упорного труда нескольких поколений лучших инженерных умов, а сама технология имеет в своей истории уже целых десять (!) поколений выдающихся устройств!
Первое, что поражает — тачскрин очень долго никого не интересовал, инженеры воспринимали его как костыль и непрактичную игрушку. Даже в кино тачскрин появился только в 1965 году, когда экипаж корабля из «Star Trek» начал нажимать пальцами прямо на экраны вместо кнопок — тогда это воспринималось как гротеск и не получило широкого распространения. В самом Стар Треке к тачскринам вернулись только в 1987 году…

Но история реального тачскрина берет начало в 1950-х. Только сначала вместо пальца приходилось использовать нечто более электропроводящее.

Первое поколение

В 1954 году Роберт Еверетт из американской Lincoln Lab предложил использовать световую пушку для выбора и управления иконками самолетов на авиарадаре. Если у вас были световой пистолет и приставка Денди, то теперь вы знаете, откуда у неё ноги растут.

Знаменитый центр управления из фильма Dr.Strangelove — это как раз центр управления SAGE.

Скажем спасибо холодной войне — операторам требовалось как можно скорее реагировать на советские самолеты и ракеты в воздухе, поэтому правительство потратило $12 миллионов на разработку системы SAGE, которая оказала очень большое влияние на развитие информационных технологий — впервые всё воздушное пространство управлялось 27 300-тонными компьютерами, соединенными аналоговыми модемами, алгоритмы автоматически реагировали на угрозы и предлагали меры для контратак. Для создания системы были привлечены 20% программистов всего мира, которые написали 250 000 строк самого сложного кода в истории.

SAGE получилась настолько сложной и надёжной, что управляла системой противоракетной обороны США до 1983 года (!!!). По иронии судьбы в последние годы работы системы выходившие из строя вакуумные лампы было нечем заменить — их уже не выпускали с 50-х, поэтому ЦРУ пришлось провести огромную операцию по покупке нужных ламп… в СССР. Но это уже совсем другая история, упоминаю о ней просто, чтобы показать, какие масштабы материальных и научных вложений потребовались для создания самоочевидной вещи — компьютера, способного понимать движения пальцев.

В системе SAGE оператор действовал мгновенно — вместо ввода координат с клавиатуры он просто указывал световым пером на точку, оптико-электрическое перо передавало сигнал компьютеру, и тот уже сам вычислял координаты. Это позволило вести управление в реальном времени и исключить ошибки.

К 1957 году световая пушка была улучшена до светового стилуса. Теперь можно было не только выделять самолеты, но и рисовать на экране, словно ручкой. Тогда ученые решили, что идеал достигнут.

Один из программистов IBM тайно зашил в систему такое изображение для процесса диагностики синхронизации удаленных компьютеров. Наверное, эту заставку можно считать первым скринсейвером.

Второе поколение

В 1963 году корпорация RAND по заказу DARPA создаёт универсальный графический планшет со стилусом. Который принципиально ничем не отличается от современных Wacom’ов.

Наиболее интересная часть планшета RAND скрывалась под залитой эпоксидной смолой поверхностью. На тончайший слой полиэфирной плёнки с двух сторон был нанесён тонкий слой меди, на котором и была вытравлена координатная сетка планшета. Верхняя поверхность содержала 1024 дорожки координат Х, а нижняя — 1024 дорожки координат Y. Таким образом, планшет RAND содержал миллион X-Y координат и обеспечивал беспрецедентное для того времени разрешение — 100 дорожек на дюйм.

Планшет использовал сетку проводников под сенсорной поверхностью, на которые подавались закодированные троичным кодом Грея электрические импульсы. Ёмкостно связанное перо принимало этот сигнал, который затем мог быть декодирован обратно в координаты. Особое внимание уделялось работам с картами и целеуказанию на них. И всё это всего за какие-то $18 000. Недостатки? К планшету нужен полноценный компьютер со своим экраном и вот такой блок питания:

К сожалению, все данные о применении системы засекречены, всего два экземпляра 6ыли переданы гражданским университетам.

Третье поколение

В 1965 году технология тачскрина становится действительно тачскрином. Эдвард Джонсон из Royal Radar Establishment создаёт тот тип тачскрина, который на долгие годы станет основным — ёмкостный тачскрин. Теперь диспетчеры в аэропорту могли просто дотрагиваться до экрана пальцем без всякого стилуса.

Технология проста, как всё гениальное — экран кинескопа покрывается проводящей прозрачной пленкой, прикосновение пальца к экрану меняет сопротивление и система получает сигнал — есть замыкание. Простота и надёжность позволили этой системе управлять всеми авиаперелётами в Англии до самого конца 1990-х!

Правда, простота системы не позволила ей стать коммерческим решением — на такой пленке нельзя замерить силу нажатия и что важнее — никакого мультитача. Только один палец за раз.

Четвёртое поколение

В отличие от ёмкостных, резистивные тачскрины были открыты вообще случайно. Его автор Самуэль Херст так описывает этот случай:

Для изучения атомной физики исследовательская группа использовала перегруженный работой ускоритель Ван де Графа, который был доступен студентам только в ночное время. Утомительный анализ данных с бумажных лент сильно замедлял исследования. Сэм придумал способ, чтобы решить эту проблему. Он, Парки, и Турман Стюарт, ещё один докторант, использовали электропроводящую бумагу, чтобы прочитать пару х- и у- координат. Эта идея привела к первому сенсорному экрану для компьютера. С помощью этого прототипа его ученики могли бы сделать нужные вычисления в течение нескольких часов, хотя раньше для достижения этой же цели требовалось несколько дней.

Забросив свои исследования, в 1970 году Херст с девятью коллегами укрылись в его гараже и довели случайное изобретение до совершенства. В результате родилась технология «электрического сенсора плоских координат»:

Два электропроводящих слоя задавали X и Y координаты соответственно. Давление на экран позволяло току течь между X и Y слоями, что легко измерялось на выходе и сразу конвертировалось в числовые координаты. Поэтому такой тип экрана и называется резистивным — он реагирует на давление (resist — сопротивление) а не электропроводимость.

Такая технология оказалась удивительно дешевой и именно ей мы сейчас все и пользуемся.
В 1971 году все это было запатентовано и продано калифорнийским предпринимателем под названием Elographics.

Пятое поколение

Реально же мультитач родился там, где и должен был — в CERN. Мало кто понимает, что основная проблема CERN — управление коллайдерами. В чем эта проблема? Большой Адронный Коллайдер (LHC); ежесекундно будет происходить около миллиарда столкновений, в каждом из которых будут рождаться десятки частиц разных типов. Годовой объём экспериментальных данных оценивается в 10 петабайт (1 Пб = 10 15 байт) — LHC будет давать 1% информации, производимой человечеством. Для обработки и хранения такого потока данных в 1994 году в CERN придумают Интернет. Но в 1973 году перед инженерами встает совсем неожиданная задача.

Запуск протонного суперсинхротрона упёрся в невозможность оперативного управления. Будучи в 10 раз больше, мощнее и сложнее предыдущего ускорителя, он требовал практически бесконечное количество кнопок и переключателей на приборной панели, а управлять всем этим должны всего несколько человек — иначе не получится осуществлять централизованное управление. Как быть?

Выводить от каждого из ста тысяч переключателей отдельный тумблер или… переложить всю работу на компьютеры, которые будут выводить только нужные данные оператору на экран. Для этого нужно лишь придумать эти суперкомпьютеры и экраны, которые позволят легко переключать кнопки нажатием пальцев.

Как вы понимаете, CERN выбрал второй вариант и создал емкостные экраны с поддержкой мультитача — именно их решением мы пользуемся сегодня, когда держим в руках свой айфон.

А начиналось все вот с этих сенсорных матриц. Слева о6разец 1977 года, справа — 1972:

В записке, датированной 11 марта 1972 года, Берн Стампе представил своё решение — емкостной сенсорный экран с фиксированным числом программируемых кнопок, находящихся на дисплее. Экран должен был состоять из множества конденсаторов, вплавленных в плёнку или в стекло медных проволочек, каждый конденсатор должен быть построен так, что поблизости находящийся проводник, такой как палец, приведет к увеличению мощности на значительную величину. Конденсаторы должны были быть проволочками меди на стекле — тонкими (80 μm) и достаточно далеко друг от друга (80 μm), чтобы быть невидимыми. В конечном устройстве экран был просто покрыт лаком, который предотвращал касание пальцами конденсаторов.

Пленка была практически прозрачной и совершенно незаметной:

В результате протонный синхротрон управлялся вот с этого пульта всего тремя операторами:

Система настолько опережала своё время, что в ней не было ни одного коммерческого компонента — все элементы производились самим CERN и воспринимались не как узкоспециализированые решения, а скорее даже как «костыли» — вместо гордости инженеры считали, что их решение это «чит» и развлечение, а не серьёзная работа. После коллайдера технология была использована в «Дринкомате» кафетерия — аппарат позволял пальцами на экране смешивать себе коктейль и получать его из аппарата.

Поразительно, что, по сути открыв мультитач, в CERN его так ни разу и не использовали — никаких жестов или знакомых нам функций — мультитач тогда воспринимался просто как возможность нажимать на экране несколько кнопок одновременно. В сторону замечу, что ничего не мешало церновскому тачскрину определять ещё и силу нажатия на экран.

Шестое поколение

Под впечатлением успеха европейских ученых американцы выбивают у правительства грант на конверсию военных тачскринов в образовательных целях. Programmed Logic for Automated Teaching Operations (PLATO) — первая система электронного обучения, к концу 70-х годов состоявшая из нескольких тысяч терминалов по всему миру и более десятка мейнфреймов, соединённых общей компьютерной сетью. Система PLATO была разработана в Университете Иллинойса и использовалась в течение 40 лет. Она была первоначально создана для выполнения простых курсовых работ студентами университета Иллинойса, местными школьниками и студентами ряда других университетов.

Но нас интересует, как именно функционировали терминалы этой системы. Дисплей PLATO IV также имел сетку инфракрасной сенсорной панели размером 16х16, что позволяло студентам отвечать на вопросы касанием пальца в любом месте экрана.

С появлением микропроцессоров были разработаны новые, более дешёвые и обладающие большими возможностями терминалы. Микропроцессоры Intel 8080, встроенные в терминалы, позволяли системе выполнять программы локально, как в наше время выполняются Java-апплеты или элементы управления ActiveX, а также загружать небольшие модули программного обеспечения в терминал, чтобы разнообразить учебные курсы за счёт сложной анимации и других возможностей, недоступных в обычных терминалах. Отдельно отметим оранжевый газо-плазменный экран, дававший впечатляющую картинку.

Любопытно, что в 1972 году в университете штата Иллинойс исследователям компании Xerox PARC была продемонстрирована система PLATO. Были показаны отдельные модули системы — такие, как программа генератора изображений для PLATO и программа для «отрисовки» новых символов. Многие из этих инноваций стали дальнейшим фундаментом для разработки других компьютерных систем. Некоторые из этих технологий в усовершенствованном виде появились в системе Xerox Alto, которая, в свою очередь, стала прототипом для разработок компании Apple.

К 1975 году система PLATO, выполнявшаяся на суперкомпьютере CDC Cyber 73, обслуживала почти 150 мест, включая не только пользователей системы PLATO III, но и гимназии, лицеи, колледжи, университеты и военные объекты. В PLATO IV в составе учебных курсов предлагались текст, графикa и анимация. Кроме того, имелся механизм разделяемой памяти («общие» переменные), что позволяло с помощью языка программирования TUTOR передавать данные между различными пользователями в реальном времени. Так стали впервые создаваться программы для чата, а также первый многопользовательский авиасимулятор. Все это за 30 лет до интернета!

Недостатки? Разрешение сенсора всего 32 квадрата, все еще нет мультитача и стоимость в $12 000.

Седьмое поколение

К 1980-м всем стало очевидно, что без мультитача тачскрин не сможет выйти на рынок. Как известно еще из античности, человек — мера всех вещей. А у человека на руках десять пальцев.

В 1983 году было много обсуждений мультитач-экранов, которые привели к разработке экрана, использующего для управления больше чем одну руку. Bell Labs сфокусировались на разработке софта для мультитач и добились значительных успехов на этом поле, представив в 1984 году сенсорный экран, на котором можно было пролистывать изображения двумя руками.

Следующим шагом в развитии оптических сенсоров стало появление «сенсорных рамок», разработанных в 1985 году в Университете Карнеги-Меллона. Принцип действия подобных дисплеев состоял в том, что рамка дисплея подсвечивалась ИК-лучами, а касание определялось по изменению рассеяния света на границе «стекло-воздух». Подобные дисплеи могли распознавать одновременные касания тремя пальцами.

Находят оптические сенсорные дисплеи свое применение и в наши дни. Их главный плюс – отсутствие дополнительного слоя прозрачного материала. В частности ИК-тач используется в «читалке» Sony PRS-350 и различных промышленных устройствах. Главный минус — избыточная точность и сложность таких систем — и дорого, и обидно тратить ресурсы, которые никогда не будут использованы.

В 1985 году в Университете Торонто группа ученых разработала небольшие емкостные сенсоры на смену громоздким камерам на основе оптических сенсорных систем.

Изобретатели пытаются решить проблему через всякие костыли — кто-то использует тень от рук для определения координат, цветные проекторы или даже микрофоны для эхолокации. Эти системы не получили никакого распространения, но именно на них были созданы все современные известные нам жесты управления. Единственное, чего не могли сделать эти системы — регистрировать нажатия на экран, что их и погубило.

Первая попытка выхода сенсорных технологий на массовый рынок произошла в 1983 году, когда HP решает захватить рынок персоналок, выпустив легендарный HP-150. Крепкая добротная персоналка за $3000 на Intel 8088 с частотой в 8Мгц была в два раза быстрее стандартных персоналок тех дней с частотой в 4,77Мгц, кроме того на борту было от 256 до 640 килобайт оперативки и система MS-DOS 3.20, но главное — экран. Поверх экрана расположились инфракрасные излучатели, образующие сенсорную рамку, 40 горизонтальных на 24 вертикальных сенсоров.

Этот компьютер не смог дать настоящий мультитач и вообще оказался коммерческим провалом — отверстия для сенсоров снизу быстро заполнялись пылью и переставали работать, один палец на экране перекрывал сразу две линии. В 1984 году Боб Бойл из Bell Labs смог усовершенствовать систему, заменив лучи и сенсоры на прозрачный слой поверх экрана, что позволяло реализовать настоящий мультитач, но все было безнадежно… очень быстро оказалось, что человеческие руки совершенно не приспособлены к «тыканию» пальцем в вертикальный экран на весу больше 10-15 минут. То есть вот такие интерфейсы невозможны в принципе:

Это странно и неожиданно — подержать на весу руку десять минут не проблема (но тоже не сахар), а вот тыкать на весу пальцем в стену — невозможно. Рука отекает и очень устает, исследователи назвали этот эффект «Gorrilla Arm», то есть «лапа гориллы».

Восьмое поколение

Борьба с синдромом «Горильей лапы» проливает свет на историю Apple и Стива Джобса, во всяком случае делает ее понятной. Стив Джобс был убежден, что победить этот недостаток можно только одним способом — перенести тачскрин прямо на руку. Положить экран в ладонь или еще каким способом ликвидировать расстояние между пальцами и экраном, заставляющее держать руки на весу. Помните, как Стив специально объяснял, почему на макбуках никогда не будет тачскринов?

Стив настаивает, что нужно не просто ликвидировать этот промежуток, но идти дальше — дать пользователям чистый, интуитивно понятный мультитач без всяких посредников. Мультитач и ничего кроме него!

Но Стива не слушают — его идеи принимают, но его самого «уходят» из Apple. В результате Apple делает свой первый айфон в 1987 году — Newton MessagePad получается лишь пародией на мечту Джобса — да, его можно держать в руке, но никакого мультитача и управление через стилус. В результате пользоваться им неудобно, распознавать рукописный ввод он не может и все тормозит. Критики в восторге, пользователи проклинают сырой продукт. Но Apple идет напролом и выпускает свой планшет еще шесть лет, что ставит корпорацию на грань банкротства.

Этим пользуется Palm, выпуская свой наладонник — единственное его отличие в том, что он делает то, что обещает — например, худо-бедно распознает рукописный текст. Но так же никакого мультитача и работа только через стилус. Все это работает на резистивных экранах.

Девятое поколение

Несмотря на то, что первая поверхность с поддержкой мультитач появилась в 1984 году, когда в Bell Labs разработали подобный экран, на котором можно было манипулировать изображениями при помощи более чем одной руки, эта разработка не получила продвижения.

Начиная с 2000 года стартует гонка за мультитачем. Сони запускает проект SmartSkin, Microsoft делает совместно с IKEA стол Surface, система FTIR становится хитом на YouTube.

Продолжение данный метод получил лишь спустя двадцать лет — в начале 2000-х компания FingerWorks разработала и стала выпускать эргономичные клавиатуры с возможностью использования мультикасаний/жестов, для которых разработала специальный жестовый язык. Спустя несколько лет (2005) она была куплена… компанией Apple.

Вернувшись на пост CEO, Джобс направил все ресурсы Apple на одну простую задачу — сделать продукт, который целиком и полностью будет построен вокруг технологии мультитач. Он борется за каждый грамм веса и миллиметр размера будущего айфона, чтобы победить «лапу гориллы». Он принципиально ненавидит стилусы, и подчиняет весь софт и дизайн одной задаче, даже не задаче, а лишь одному жесту, который он покажет на презентации и взорвет индустрию. Вот этот жест:

На знаменитой презентации 2007 года он разблокирует айфон простым свайпом и пролистывает списки таким же простым движением пальца. Это естественно и очевидно — мы даже не понимаем, насколько круто это было всего десять лет назад!

Именно простота и естественность стали залогом успеха айфона — под это подстроен и весь дизайн интерфейса, имитирующий естественные поверхности — т.н. скевоморфизм. И к тому же, теперь вы знаете, откуда такая ненависть к стилусам.

Итак, нам потребовалось 50 лет, чтобы проделать путь от светового ружья до айфона. Что дальше? Ответ на этот вопрос пытается нащупать московский стартап Surfancy.

Десятое поколение

Все предыдущие 50 лет мы пытались избавиться от клавиатуры и перенести органы управления прямо на экран. В результате сегодня сенсорные решения оказались заложниками своих экранов. А что, если сделать еще один шаг и… отказаться от экрана? Нетрудно видеть, что именно в этом направлении пошли все крупные корпорации — достаточно вспомнить Nintendo Wii или Microsoft Kinect. Но и они крайне ограничены — им нужно особое помещение со строго определенными параметрами освещенности, несколько метров пространства, да и распознавать движения пальцев они не способны.

А что, если представить решение, которое сможет очень дешево и просто делать сенсорным любую ровную поверхность вне зависимости от внешних условий, да и от наличия самой поверхности? Так и родилась идея Surfancy.

Главными особенностями устройства являются легкость монтажа, масштабируемость сенсорной области и высокая помехоустойчивость, система не накладывает рамки (в прямом и переносном смысле) на то, что хочется сделать сенсорным. «Нашу систему можно закрепить на любой поверхности и получить интерактивный рекламный плакат, большой сенсорный экран или умную доску. Но формат при этом задаем не мы, а человек, который пользуется Surfancy. После реализации первого прототипа не могу избавиться от желания «нажать» на нарисованную кнопку на бумажных плакатах в лифтах или вагонах метро», — смеется Дмитрий. Кроме того, система надежна. Среди существующих оптических систем только Surfancy не накладывает какие-либо требования к внешней освещенности и кривизне.

Идея создания нового типа сенсорной панели зародилась у одного из членов команды во время его работы в одной крупной российской фирме, производящей игровые аппараты. Высокая точность, обеспечиваемая используемыми в них сенсорными панелями ультразвукового принципа действия, являлась весьма избыточной, что и дало толчок к разработке более простого и дешевого устройства.

И такое устройство было разработано. В первоначальном варианте оно представляло собой печатную плату, охватывающую край монитора с установленными на ней фототранзисторами, которые поочередно подсвечивались двумя разнесенными вдоль поверхности монитора инфракрасными диодами. Касание поверхности экрана вызывало пересечение оптических потоков инфракрасных диодов и появление при этом соответствующих теней на поверхностях фототранзисторов. Фактически все это напоминает устройство давно известных инфракрасных рамок, т.е. устройств, формирующих сетку лучей, оптически связанных с набором фотоприемников. Однако существенное отличие новой схемы – только 2 излучателя. Новизна данного технического решения была подтверждена патентом РФ на изобретение № 2278423.
На рисунке 1 приведена функциональная схема, защищенная данным патентом.

Рисунок 1

В силу известных причин производство игровых аппаратов было прекращено, и данный проект сенсорной панели был надолго похоронен. Интерес к данному устройству вновь возник, когда на Западе появилось успешное коммерческое решение, позволившее определять положение пальцев руки человека – оператора в пространстве. Речь идет о Kinect фирмы Microsoft. Сразу надо отметить главное достоинство Kinect – ее масштабируемость. Т.е. систему можно встроить в любое приложение, управление которым возможно осуществлять пространственным манипулированием руками человека-оператора. И еще – систему легко установить в любом месте – стоит лишь правильно выбрать зону обзора окружающего пространства, в котором разворачивается сценарий интерактивного взаимодействия пользователя с программным обеспечением.

У новой команды разработчиков появилась идея – занять свою нишу в области пространственного манипулирования и управления, и так же, как ранее в случае с ультразвуковой сенсорной панелью, исключить избыточность, присущую конкурирующей системе.

Под избыточностью в данном контексте надо понимать, что для построения 3D-интерфейса пользователя с программным обеспечением траектория пользовательского жеста может быть однозначно распознана и двумерной измерительной системой. Главное требование при этом – плоская сенсорная область должна быть оптимально локализована в 3D-пространстве. Большой недостаток Kinect, вытекающий из избыточной функциональности, связан с ее принципом функционирования. Как любая активная оптико-локационная система, к которой и относится Kinect, измерение положения объекта требует зондирующей подсветки с последующим приемом отраженного от объекта излучения. Это делает ее чувствительной к паразитным засветкам, отражений от бликующих поверхностей и пр. Таким образом, не удастся поместить Kinect на улице и заставить работать в условиях яркой солнечной засветки.

Последующее развитие технологии «теневой локации», как кратко решили называть запатентованную подсветку объекта контроля двумя пространственно разнесенными излучателями, привело к следующей оптико-геометрической схеме измерений, приведенной на рисунке 2.

Рисунок 2

Сенсорное поле S образуется попарным пересечением оптических потоков Ψ1, Ψ2, Ψ3, Ψ4 на поверхностях L1 и L2 расположения фотоприемников. При этом, в отличие от схемы на рис.1, появление второй фотоприемной линейки позволило значительно увеличить размер сенсорной области. Помехоустойчивость данной схемы предельно высока, т.к. в ней отсутствует прием отраженного излучения, а высокое быстродействие фотоприемников позволило нам перейти на высокочастотную модуляцию зондирующих излучений светодиодов D1…D4. Данная схема защищена патентом РФ №2575388 и реализована в виде, изображенном на рисунке 3.

Рисунок 3

Надо отметить, что работоспособность данной технической реализации системы сохраняется даже при прямой солнечной засветке линеек, при расстоянии между ними до 6 м.
В заключение следует отметить, что различные типоразмеры данной системы (от 1 до 2-х метров длины боковых линеек) формируются на основе базового фотоприемного модуля, содержащего процессор, набор фотоприемников и от 2-до 4-х излучателей. В функционал устройства заложена возможность распознавания не менее 4-х одновременных касаний. На следующем этапе будет решена задача определения скорости вхождения объекта в сенсорную область.

Команда Surfancy видит будущее сенсорных систем в следующем:

  • Появление технологии, позволяющей придать свойство сенсорности поверхностям любой формы.
  • Сенсорная ткань, в том числе одежда и обувь.
  • Телевизионный проектор с функцией виртуального Touchscreen-а. Т.е. сенсорное поле создается одновременно с формируемым изображением.

Над всеми этими технологиями сейчас работает команда. Надеемся, что коллектив Surfancy в скором времени продемонстрирует решения этих задач.

Начиная с этих выходных мы запускаем первый тестовый прототип прямо в торговом центре МЕГА Химки, и уже через месяц сможем сделать выводы по эффективности системы — поедете за покупками, обязательно потрогайте наш экран. Пока это просто проектор с сенсором, но он работает!

Таким образом, Surfancy должна стать логичным продолжением многодесятилетнего развития сенсорных технологий и, наконец, подарить им свободу от экранов. Сенсорным может стать буквально все, и это открывает бесконечные возможности как для частного использования, так и для рекламы, и особенно розничной торговли.

У нашей команды нет сомнения в успехе проекта — а поддержка от такого гиганта как МЕГА придает нам известную долю уверенности, что в скором будущем с помощью подобных систем посетители торговых центров всегда смогут получить любую справочную, контекстно связанную с интересующим товаром, информацию.

Удобные мобильные гаджеты с сенсорными технологиями быстро обрели популярность в современном мире. Глядя на разнообразие подобной техники трудно представить, что самый первый сенсорный телефон появился всего несколько десятилетий назад. Конечно, первый «умный телефон» несколько отличался от смартфонов и айфонов, которыми изобилует нынешний рынок, но именно он открыл путь для создания подобных гаджетов.

Самый первый сенсорный телефон

IBM Simon – первый телефон с сенсорным экраном

Очень часто можно услышать мнение, что первым сенсорным телефоном был iPhone 1, изготовленный всемирно известным брендом Apple. На самом деле новатором в этой области была американская компания IBM. Ее инженеры с начала 80-х годов предпринимали попытки создать телефон, в котором обычная кнопочная клавиатура будет заменена сенсорной. Только к 1992 году их попытки увенчались успехом. Именно в это время на всемирной выставке коммуникационных технологий, проходившей в Лас-Вегасе, компания презентовала прототип нового сенсорного телефона IBM Simon.

Беспроводной гаджет, который имел сенсорную клавиатуру вызвал всеобщий интерес. Но компании IBM понадобилось еще 2 года, чтобы внести доработки в свое творение. Только в 1994 году сенсорный телефон IBM Simon появился на рынке. Приобрести его можно было только в крупнейших городах США. В то время за новинку нужно было заплатить около 900 долларов, если заключалась договор с оператором, в противном случае за гаджет нужно было выложить 1100 американской валюты.

Дизайн IBM Simon

Внешний вид первого сенсорного телефона IBM Simon был продиктован модными тенденциями того времени. Гаджет имел прямоугольную форму, чем очень напоминал кирпич. Он был выполнен в черном цвете. На лицевой стороне имелся экран, размером 160х293 дюймов. На нем была клавиатура, клавиши которой можно было нажимать прилагаемым к телефону стилусом или пальцами. В верхней части телефона имелся большой динамик и миниатюрная антенна. Внизу лицевой стороны первого смартфона производитель разместил микрофон. Дизайн также дополняло название телефона, нанесенное контрастным цветом. На боковой панели IBM Simon были размещены клавиши управления.

Первый телефон с сенсорным экраном отличался довольно значительным весом: около 500 г. Зарядное устройство этого гаджета подключалось к сети и, как и сам аппарат, было крупногабаритным, что ограничивало мобильность устройства.

Самый первый сенсорный телефон: какой он был?

Вот и подрастает поколение детей, с раннего детства знакомых с гаджетами с сенсорным экраном. Возможно, вы видели, как такая кроха подходит к окну и пытается двумя пальчиками растянуть изображение, чтобы приблизит детали. Да и взрослые иногда ловят себя на желании увеличить шрифт в газете или книге. Было такое?

А все потому, что сейчас большинство телефонов, а тем более – смартфонов оснащены сенсорным экраном, который позволяет обходиться инструментами, которые всегда при себе – пальцами. Но, как всегда, многим интересно, кто именно выпустил первый сенсорный телефон.

Яблоко от яблоньки?

Одна из основных составляющих пиар-компании iPhone строилась на том, что именно он является первым в мире смартфоном с сенсорным экраном, позволяющим все действия выполнять непосредственно пальцем.

Но, несмотря на многочисленные преимущества этого гаджета, теория не выдерживает абсолютно никакой критики. Ещё задолго до них на рынке появилось несколько моделей, с сенсорным экраном, а некоторые из них даже могли управляться пальцем. Но интересно, который из них все же был первым телефоном с сенсорным экраном.

Кстати, случилось это задолго до появления iPhone, в почти легендарном 1993 году, когда в нашей стране мобильный телефон можно было заносить в Красную книгу. И был это:

Этот аппарат — первый сенсорный телефон в мире. Да, да, в 1993 года компания, достаточно далека от индустрии сотовой телефонов, выпустила гаджет, который на десятилетие опередил эпоху. Аппарат, который больше напоминает кирпич, как по форме, так и по весу (более 500 грамм), был:

  1. Первым в мире смартфоном (к сожалению для Nokia , которая очень хотела оставить эту славу себе).
  2. Первым в мире телефоном с сенсорным телефоном. Когда у нас телефоны с кнопками ещё были новинкой, американцы уже обходились и без них.
  3. Первым в мире тачфоном. Он изначально не был ориентирован на работу пальцами, но большинство операций можно было и ими делать, хотя длинные тексты все же удобнее набирать стилусом.

Не удивительно, что этот аппарат даже через десять лет после этого был занесен в список пятидесяти самых значительных гаджетов за всю историю человечества.

Правда, стоил этот аппарат дороговато: около 900 долларов при оформлении двухлетнего контракта с оператором или 1100 без него. К тому же он нередко ломался, поэтому широкого распространения не получил, и корпорация IBM быстро охладела к мобильным телефонам. А жаль, неизвестно, что бы они ещё смогли предложить миру.

Sharp PMC-1 Smart-phone

Следующее умное чудо. Особое внимание просим обратить на название.

Японцы сумели запихнуть в достаточно компактный (для тех времен) телефон все новинки. Подразумевалось, что он станет основным конкурентом коммуникатора Nokia 9000, но телефон так и затерялся в истории, не получив широкого распространения.

Тем ни менее, этот смартфон с сенсорным экраном заслуженно называют прадедушкой смартфона. Определенное семейное сходство, хотя и слабое, все же есть.

LG KE850 Prada

В конце холодной зимы 2007 года на недели высокой моды в Милане LG презентовал этот смартфон, управляемый с помощью пальцев. Презентовал спокойно, без лишнего шума и помпы. Телефон поступил в продажу, где и пребывает до сих пор.

Сходство с iPhone, хотя и не явное, но все же, есть. Можно бесконечно долго спорить, что лучше, кто у кого позаимствовал концепцию и скопировал дизайн. Скорее всего, идея просто висела в воздухе.

Vertu Constellation T

Сугубо для контраста. Когда в мире уже почти два десятилетия существовали сенсорные телефоны в том или ином виде, компания Vertu тоже решила отметиться и выпустить свой вариант. Случилось это совсем недавно, в 2011 году.

Разумеется, как и любые новинки от этой марки, его скорее стоит продавать в ювелирном магазине: корпус из золота (желтого, красного или белого), кожи аллигатора (белого или черного цвета), украшен драгоценными камнями (сапфирами, рубинами или брильянтами).

Теперь вы знаете, когда появились первые сенсорные телефоны, как они выгладили и кто ответственен за это событие.

megatopof.ru

Функциональность IBM Simon

Создатели первого телефона с сенсорным экраном постарались укомплектовать свое детище максимальным количеством полезных функций. В гаджете были предусмотрены следующие приложения:

  • факс;
  • календарь;
  • записная книжка;
  • часы;
  • калькулятор;
  • блокнот;
  • электронная почта;
  • игры.

К тому же на экране телефона можно было рисовать, для чего желательно было использовать стилус. Модель также могла использоваться в качестве пейджера.

Телефон IBM Simon был укомплектован батареей, заряда которой хватало примерно на 60 минут непрерывного разговора. В режиме ожидания гаджет мог обходиться без подзарядки не более 12 часов.

История использования IBM Simon

Созданный компанией IBM первый телефон с сенсорным экраном поначалу был с восторгом воспринят публикой, хоть его высокая цена вызывала неодобрение у потенциальных покупателей. Вскоре аппарат огорчил пользователей новой проблемой: он очень часто выходил из строя, а его ремонт требовал значительной суммы. В связи с эти спрос на гаджет быстро упал. Не помогло даже рекламирование IBM Simon в фильме The NET, где новый телефон использовали хакеры для переговоров. После падения продаж, компания IBM сняла смартфон с производства.

Такая неудачная попытка не лучшим образом отразилась на деятельности бренда IBM. Компания, потерпевшая неудачу на рынке мобильных телефонов, решила навсегда отказаться от производства подобной техники.

Эпоха iOS и Android

В 2007 году на прилавках магазинов находилось большое количество смартфонов с сенсорным экраном. Объединяло их одно — управление ими было реализовано не лучшим образом. Немного на этом фоне выделялась вышеупомянутая продукция HTC. Остальным устройствам на базе Windows Mobile требовался стилус, что уже казалось дико неудобным. Начали получать сенсорный дисплей в тот момент и аппараты на базе Symbian. Но здесь сразу было понятно, что данная операционная система совершенно не подходила под сенсорное управление. Строго говоря, именно из-за этого она постепенно ушла в прошлое, уступив своим соперникам.

Революцию же в 2007 году совершила Apple. Можно смело сказать, что она представила первый смартфон с удобным сенсорным управлением. Речь идет, конечно же, об iPhone. Интересно, что смартфоном свой продукт «яблочная» компания начала называть позже. И действительно, по своей сути первый iPhone им не являлся, так как на него нельзя была установить сторонние предложения. Но зато его прошивка была наделена кинетической прокруткой, а сенсорный экран получил поддержку мультитач. Неважно, что конкуренты всё это внедрили в свои смартфоны уже спустя полгода. Важно то, что Apple была первой.

Вступить в конкуренцию с «яблочным» гигантом решила компания Google. Она начала разрабатывать операционную систему Android. Как и iOS, она была заточена под сенсорное управление. Первым коммерческим смартфоном на базе этой операционки стал HTC Dream. Он появился в продаже в октябре 2008 года. Интересно, что первый смартфон на Android предлагал механическую QWERTY-клавиатуру. Для этого девайс получил особый раскладной механизм. Спустя примерно пару лет компания Google предложила производителям смартфонов начать экономить, уменьшая количество физических кнопок. Так сначала исчезла QWERTY-клавиатура, а потом на сенсорные клавиши оказались заменены три кнопки, находящиеся под дисплеем. А во многих моделях не осталось и их — клавиши для управления операционной системой у них высвечиваются на самом экране. Впрочем, время от времени кнопочные смартфоны всё же появляются на свет, но их тираж редко превышает 30 тысяч экземпляров.

Новинка от компании Ericsson

Не замедлил с идеей создания сенсорного телефона и шведский бренд Ericsson. В 2000 году компания выпустила на рынок первый смартфон, называемый «умным телефоном». Модель Ericsson R380 отличался небольшими габаритами:

  • ширина – 50 мм;
  • длина – 130 мм;
  • толщина – 26 мм;
  • вес – 169 г.

На лицевой стороне Ericsson R380 располагался большой черно-белый дисплей, на котором можно было использовать сенсорную клавиатуру и другие кнопки, предназначенные для выбора функций. Для удобства пользователей на откидной крышке имелись обычные клавиши, которыми также можно было управлять гаджетом. В то время телефон Ericsson R380 можно было приобрести за 700 долларов.

Развитие смартфонов

В дальнейшем Nokia выпустила несколько продолжений своего коммуникатора. От оригинала 9000i, 9110 и 9110i отличались не очень сильно. Фины добавили возможность выхода в интернет и некоторый другой функционал. Но оставалось понятным то, что необходимо создать полноценную операционную систему, которая поддерживала бы установку приложений от сторонних разработчиков. Но даже крупной компании Nokia это было не по силам. Но решение проблемы всё же было найдено — в 1998 году основывается консорциум Symbian, который будет разрабатывать одноименную операционную систему. В консорциум помимо самой Nokia вошли, Ericsson, Motorola и Psion. В будущем же в это сообщество влились и некоторые другие компании.

До первых плодов труда консорциума конкурентов у коммуникаторов Nokia не было. Конечно, на отдельных рынках выходили интересные продукты, но по тем или иным причинам они не пользовались большим спросом. Например, в 1999 году в США продавались Qualcomm pdQ 800 и pdQ 1900, функционировавшие при помощи Palm OS. Но покупателей отталкивали большой вес и высокая стоимость. Поэтому вскоре американская компания сконцентрировалась строго на мобильных процессорах.

В 2000 году свой ответ коммуникаторам Nokia решила сделать шведская компания Ericsson. Она выпустила устройство с большим сенсорным монохромным экраном и откидной крышкой, на которой находилась цифровая клавиатура. Модель получила наименование Ericsson Smartphone R380. Как вы догадались, именно этот аппарат ввёл понятие «смартфон». В качестве операционной системы им использовался Symbian OS 5.1. Здесь всё ещё оставалась невозможной установка сторонних приложений. Возможно, что поэтому компания Nokia в своих смартфонах стала использовать более позднюю версию данной операционной системы.

Первый смартфон компании Apple

Компания Apple также внесла свой вклад в развитие сенсорных телефонов. Ее всемирно известный руководитель Стив Джобс еще в 2004 году задался целью создать телефон с сенсорным экраном. Около 3 лет и 150 млн. долларов потребовалось для разработки первого iPhone, который был презентован публике в начале 2007 года. Чтобы представить новшество, Стив Джобс организовал конференцию в Сан-Франциско и лично демонстрировал все возможности нового телефона. Стоит отметить, что функциональность аппарата была достаточно велика, если сравнивать его с предшественниками. Главным преимуществом модели был удобный экран, на котором можно было управлять сразу двумя пальцами. Поспособствовала распространению iPhone 1 и агрессивная реклама, которая обошлась компании в десятки миллионов долларов.

Порадовала пользователей возможность покупать смартфон в различной комплектации. Более дешевым вариантом была модель, имевшая 4 Гб встроенной памяти. За нее в то время нужно было заплатить около 500 долларов. Телефон iPhone 1 с 8 гигабайтами памяти стоил на 100 долларов дороже.

Сегодня многие компании изготавливают различные модели смартфонов. Но все же производители, которые первыми решились на создание такой техники навсегда останутся в истории развития телефонов.

Ты чё такой умный?

В 90-х человечество стремительно рвануло в будущее. Главными двигателями прогресса стали интернет и сотовый телефон. К началу XXI века мир уже было невозможно представить без этих двух столпов современных технологий.

IBM Simon стал предтечей коммуникаторов — устройств, объединявших в себе функции сотовой связи и полноценного компьютера. В 1996 году появляется Nokia 9000 Communicator, который часто называют первым смартфоном в истории. Внешне он напоминал обычный мобильник, но под «скучной» верхней панелью скрывался настоящий компьютер с клавиатурой и возможностью выхода в интернет. День старта продаж этого гаджета можно считать началом современной информационной эры.

Следующей вехой стало появление iPhone в 2007 году. Это устройство не было самым мощным, не обладало многими функциями, которыми могли похвастать конкуренты, но главными преимуществами детища Apple стали простота освоения и надежность.

Еще никогда мобильные гаджеты не были такими дружелюбными к пользователю. Отпала необходимость в кнопках и стилусах — сенсорный экран взял на себя функции управления, а для звонка маме или путешествия по глобальной сети хватало пары движений пальца. Внешний вид и возможности iPhone и сегодня остаются стандартом для всех смартфонов.

Не пропустите также:

  • Ковромойка султан черкесск телефон
  • Когда был создан первый мобильный телефон
  • Ковромойка каспийск номер телефона
  • Когда был сделан первый мобильный телефон
  • Ковровый дом рубцовск телефон


  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии