Вячеслав Полунин — биография
Вячеслав Полунин – советский и российский артист, клоун, выступающий в жанре пантомимы. Самый известный его персонаж – Асисяй из миниатюр «Низзя», «Блю-канари» и других.
Артист и обладатель многочисленных международных премий Вячеслав Полунин заставил мир признать, что клоунада – это не просто развлечение, а целое искусство. Благодаря его уникальному стилю и мастерским пантомимам сюжет каждого выступления проникает в самое сердце зрителя без каких-либо слов.
Вячеслав Иванович и его талантливая труппа вот уже более тридцати лет путешествует по свету, представляя публике великолепные концерты, не похожие на другие шоу подобного плана. Как и много лет назад, в каждом городе лицедеев ждет неизменных успех и восторженные аплодисменты.
Детство и юность
Знаменитый клоун родился 12 июня 1950 года в древнерусском городе Новосиль Орловской области. Родители мальчика были рядовыми провинциальными тружениками: папа работал в госучреждении, а мама в сфере торговли.
Артистический талант Слава продемонстрировал еще в школьные годы, но родители не воспринимали это, как нечто серьезное. Мама была убеждена, что сыну необходимо освоить какую-нибудь полезную профессию, например, инженера. Сам же юноша вынашивал совсем иные планы относительно своей биографии.
На занятиях в школе ученик часто отвлекался от учебного процесса, развлекая одноклассников импровизированными сценками собственного сочинения. Главным вдохновителем Полунина был великий Чарли Чаплин, чью знаменитую походку молодой человек мастерски изображал перед товарищами. Таланты юного артиста пригодились в школьной самодеятельности, где он часто выступал с комическими номерами.
Получив школьный аттестат, Слава попытался поступить в одно из театральных училищ Северной столицы, но из-за недостатков дикции вступительный тест не прошел. Мать настояла, чтобы он все же подал документы в инженерный вуз. Согласившись, молодой человек некоторое время осваивал техническую специальность, но очень быстро разочаровался и покинул стены учебного заведения.
Позже будущему артисту все же удалось поступить в Ленинградский институт культуры. Будучи студентом, в 1968 году он создал театр «Лицедеи», труппа которого выступала в жанре пантомимы. В те годы творчество многих людей безжалостно резала цензура, а этот бессловесный жанр позволял выступать со сцены более-менее свободно.
Творчество
Мимы театра «Лицедеи» быстро завоевали любовь ленинградского зрителя. К тому времени Полунин изучил массу литературы по истории пантомимы и близким к ней направлениям, поэтому знал о любимом жанре практически все. Коллектив просуществовал около десяти лет, обретя огромную армию поклонников. «Лицедеи» выступали в Ленинграде и других городах, часто появлялись в телевизионных эфирах.
Но истинная слава к Полунину пришла в начале 1980-х, когда он на «Голубом огоньке» представил образ Асисяя – забавного человечка в несуразном желтом комбинезоне. Хоть персонаж и лепетал на непонятном языке, каждое его слово прекрасно понималось зрителями. Асисяй стал настоящим любимцем публики на многие годы, в одночасье сделав своего создателя знаменитым. Теперь Вячеслав мог беспрепятственно проводить творческие мероприятия на территории Советского Союза.
Полунин давно размышлял над идеей организации мим-парада, и в 1982 году эта задумка осуществилась. В Ленинград съехались сотни почитателей пантомимы со всего СССР, чтобы продемонстрировать свои таланты. Через три года в Москве состоялся молодежный фестиваль, куда благодаря стараниям Полунина пригласили легендарных мимов Франца Йозефа Богнера и Джанго Эдвардса. В конце 80-х лицедей принял непосредственное участие в организации фестиваля «Караван мира», участники которого исколесили всю Европу с традиционными для Средневековья ярмарочными представлениями.
На тот момент в творческой копилке «Лицедеев» уже были программы «Катастрофа», «Фантазеры» и «Чурдаки», но на каждом представлении зрители неизменно ждали выхода своего любимца Асисяя. Смешной персонаж появлялся в сценках «Блю-канари», «Низзя» и других забавных миниатюрах. В те годы Слава Полунин уже обрел всесоюзное признание – пришло время покорять мир.
В сложные для России 1990 годы мим жил и творил за рубежом, в частности, сотрудничал с канадским «Цирком дю Солей». Это был невероятно плодотворный период: Слава поставил ряд миниатюр и постановок, снялся в кино. Талант советского лицедея высоко оценили в странах Америки, Европы и даже на австралийском континенте.
В новом тысячелетии Вячеслав Иванович вернулся на родину с несколькими новыми программами, самой яркой из которых стало «Снежное шоу». Параллельно с выступлениями Полунин вернулся к проекту «Академия дураков», возрождавшему карнавальную культуру. В «нулевые» при непосредственном участии артиста в столице построили театрально-культурный комплекс «Корабль дураков». В течение трех лет знаменитый клоун возглавлял Большой цирк, расположенный в городе на Неве.
Могут быть знакомы
Личная жизнь
С первой супругой Галиной Слава познакомился во время работы в первом составе «Лицедеев». Влюбленные день и ночь были вместе, так как помимо личной жизни их связывала творческая работа.
В конце 1970-х в труппу пришла новая артистка по имени Лена, и Полунин влюбился. Хрупкая, изящная девушка была похожа на японку, за что коллектив наделил ее прозвищем Фудзи. Поняв, что соперница – не просто увлечение супруга, Галина покинула труппу.
Свадьбы у Славы и Лены не было – поженились буквально в перерыве между выступлениями. По- настоящему торжество супруги отметили лишь через два десятилетия.
В семье родилось трое сыновей – Дима, Паша и Ваня. Мальчики пошли по стопам родителей, посвятив себя служению театру. Их мать с самого начала была не просто женой знаменитого артиста, но и его верной помощницей.
Полунины продолжают гастрольную деятельность, поэтому обзавелись жильем в нескольких странах мира. У них есть квартиры в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне и Нью-Йорке. А в Париже супругам удалось купить дом, которому Слава дал романтическое название «Желтая мельница».
У любимца публики нет странички в Инстаграм, где можно было бы найти его фото или факты из личной жизни. Тем не менее, он открыт для общения. После каждого выступления гениальный мим остается в зрительном зале и с удовольствием отвечает на вопросы поклонников.
Слава Полунин по-прежнему является гражданином России, но в силу активной гастрольной деятельности он большую часть времени проводит за пределами родины. Сейчас артист находится в прекрасной физической форме и сохраняет позитивный настрой.
Избранная фильмография
- 1980 Только в мюзик-холле
- 1983 Небывальщина
- 1984 И вот пришёл Бумбо…
- 1986 Как стать звездой
- 1988 Убить дракона
- 1996 Привет, дуралеи!
- 2018 Гофманиада
Ссылки
- Страница в Википедии
If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.
За плечами Вячеслава Полунина не просто головокружительная карьера, а интереснейшая жизнь, основанная на собственной философии счастья. В своих интервью клоун, прославившийся на весь мир такими номерами, как «Асисяй!», «Низзя» и «Грустная канарейка», признается, что сторонится нытиков, творит только с теми людьми, которых хочется обнять, а учится у детей, животных и пьяных – самых искренних существ на планете. Родившийся в Советском Союзе артист стал гражданином мира – его дом находится во Франции, есть квартиры в России и Нью-Йорке, офис – в Лондоне. Уже 70 лет Полунин стирает границы между государствами и нациями, детьми и взрослыми, реальностью и фантазией, искусством и развлечением.
Он создал мим-театр «Лицедеи» и «Снежное шоу», которое выдержало более четырех тысяч представлений по всему миру, работал в Cirque du Soleil, возглавлял Большой Санкт-Петербургский государственный цирк, организовал уникальное творческое пространство в поместье «Желтая мельница» под Парижем, где воплощает в жизнь идею театрализации обыденности. 12 июня знаменитый клоун отмечает 70-летие, ну а мы собрали правила жизни от Славы Полунина.
1. Учиться искренности у детей
Искренности, по мнению клоуна, надо учиться у детей, животных и пьяных – тех, у кого искренность не «обрублена» интеллектом. «Есть часть людей, которые не думают, а просто живут. Каким-то путем они умудряются, не думая, делать каждый свой шаг не просто так, а подпрыгивая», – говорит Полунин.
Наблюдая за детьми, можно открыть для себя много интересного. Так, сценку «Низзя» Вячеслав Иванович подсмотрел у своего сына, когда тот разговаривал со своими игрушками. Дети навеяли и идею первого спектакля театра «Лицедеи» – «Фантазеров» Полунин поставил после того, как год наблюдал за ребятней, игравшей на детской площадке. К слову, у Вячеслава Полунина и его жены клоунессы Елены Ушаковой родилось трое сыновей: Дмитрий, Павел и Иван. Поначалу во время выступлений родители оставляли малышей за кулисами, но потом разрешили им находиться прямо на сцене. Во время спектаклей дети ползали, бегали, прыгали и даже спали, сами того не ведая, становясь частью волшебства.
Фото: ТАСС / Клюшкин Виктор
2. Делать серое ярким
«Я люблю сочные и яркие цвета, какими рисуют дети, люблю буйство ароматов, словно на Гавайях, люблю насыщенность звука, даже если это всего лишь треск ночных цикад… Наполненный до краев мир я и называю праздничным. Он удивляет, ошеломляет и, наконец, убеждает, что такая жизнь куда приятнее будничной – надо только сделать маленькое усилие над собой и научиться делать серое ярким», – пишет Вячеслав Полунин в своей книге «Алхимия сНЕЖНОСТИ».
Клоун признается, что не хотел бы делать ничего, что не приносит радости ему самому, друзьям или зрителям: «В сущности, я всегда занимался созданием праздников – спектакли это, фестивали или просто вечеринки с друзьями. Я понял, что мой главный проект называется «Праздник жизни» и состоит в том, чтобы превратить нашу серую будничность в яркое, пестрое и творческое веселье».
3. Делать людей вокруг себя счастливыми
«Конечно, рецепт счастья у всех людей разный. Сколько людей, столько и рецептов. Мой рецепт счастья очень прост. Счастье состоит в том, чтобы делать людей вокруг себя счастливыми», – говорит Полунин.
А еще артист называет своим рецептом счастья бурлящую работу, когда одновременно 50 проектов: «Взял себе за правило: делаешь десять проектов, девять проваливаются, один выигрывает, ты всегда счастлив. Это замечательный способ быть всегда счастливым – всегда запускать кучу проектов, хоть один тебя обязательно отблагодарит. Вот формула, по которой я очень-очень много сделал».
4. Не брать бутерброд больше, чем рот
«Простое правило, я за ним очень слежу. Сил у человека определенное количество. И только тогда радостная игра этих сил создает счастливую атмосферу, когда их избыток, когда их больше, чем нужно для того, чтобы что-то сделать», – говорит клоун.
По словам Полунина, больше восьми недель подряд он никогда не выступает: «Это предел. Хоть какой продюсер, хоть какие миллионы. Девятая неделя – спад, я и на своих ребятах проверял, девятая неделя – мы всегда отдыхаем». По этой же причине труппа пропускает третий спектакль.
Фото: ТАСС / Денисов Роман
5. Заниматься только тем, что любишь
«Самое главное, чему я следовал всю жизнь – делать только то, что люблю. Никогда ни за какие калачи не нужно делать то, что не любишь», – уверен Полунин. На фестивале «Хорошо за пятьдесят», проходившем в 2015 году в Черногории, артист в качестве примера привел свою работу в Cirque du Soleil: хорошее место, лучший в мире цирк, великолепная организация, потрясающие творческие люди… Но через полгода творчество превратилось в конвейер, от этого клоун погрузился в депрессию и даже начал ходить по врачам: «Что-то уже накопилось в организме, он не хочет больше никогда делать то, что нужно – только то, что хочу, то, что могу, от чего получаю удовольствие, когда взахлеб, с друзьями».
Для того чтобы какой-то замысел получился, убежден Вячеслав Иванович, надо влюбиться в него, отдаться ему на полную катушку: «Без любви, без увлеченности, без удовольствия, бесшабашности – ничего не получится. Нужно на всю катушку, как в рок-н-ролле, чтобы улетела твоя партнерша под самый потолок. Нигде не экономьте. Расходуйте на все, что только можно, без конца. Оно вернется обратно».
6. Превращать неприятное в приятное
Еще одно правило самого счастливого человека – не говорить ничего плохого. По словам Полунина, ему это просто не приходится делать, ведь в его кружении не читают газет, не смотрят новости и не указывают друг другу на промахи. Что же делать, если появился повод поругаться, например, артист не явился в театр, как положено, за полчаса до начала работы? На следующий день он должен прийти с тортиком.
«За полчаса человек должен прийти в театр. Значит, за полчаса изо всех гримерных торчат люди и улыбаются. Потому что кто-то еще не пришел. И вот идет человек. И все говорят «Урааааа!» Потому что у нас правило: опоздавший должен в следующий раз принести тортик. И значит, каждое опоздание такого человека – радость для всех».
Фото: ТАСС / Шарифулин Валерий
7. Долой циников и нытиков
Хотите сохранять волшебство внутри? Тогда избегайте негативных людей. Вячеслав Полунин рассказывает, что общается только и исключительно со счастливыми, позитивными людьми и чувствует их нутром.
«У меня закон во всех сообществах, где я нахожусь, – циников и нытиков вон. Никогда с этими людьми не имейте дела. Заразительно страшно, заражает тут же. Ведь на чем строят счастье счастливые и влюбленные? На том, что они делают воздушные пузыри и какие-то пушинки. И по ним надо пробраться на самые облака. Когда какой-то циник скажет: «Это же пушинки!», все летит к чертовой бабушке».
В случае, если речь идет о нытике, Полунин признается, что говорит: «Ой, что-то живот заболел» – и убегает.
8. Мечтать и фантазировать
«Самое прекрасное, что есть на свете – это мечтать о чем-то новеньком. Фантазирование – самая большая моя профессия. Я считаю, что я просто супер-профессионал-фантазер. Очень много людей ко мне приезжает, чтобы научиться фантазировать. Потому что это потрясающая вещь», – уверен клоун.
С фантазирования начинается творчество – сначала фантазия, потом команда, потом приготовление места, планирование. И совершенно необязательно доводить все до конца, считает Полунин: «На любом этапе вы можете все бросить и идти в другую сторону. Потому что этот этап уже есть. Фантазировать – бесконечное счастье, собирать друзей – бесконечное счастье и каждый из этих элементов – бесконечное счастье».
9. Собирать для дела только тех, кого хочешь обнять
Про бизнес говорят, что лучше не смешивать его с личной жизнью, с искусством все по-другому. Вячеслав Полунин всегда творил с друзьями, а его жена Елена Ушакова, с которой артист вместе до сих пор, была клоунессой-балериной театра «Лицедеи».
«С теми, кого не хочешь обнять, – ничего не получится. Я всегда собирал свои команды, с которыми делал фантастические дела, только из тех, кого хотел обнять», – делится секретами артист.
10. Опускать ноги в воду и перезагружаться
«Каждый человек должен раз в несколько лет садиться на берег реки, опускать ноги в воду и долго думать о том, что за последние годы он сделал правильно, а что нет. Таким образом ты как бы обновляешься, перезагружаешься. Это очень полезно», – подчеркивает Полунин.
По словам клоуна, именно это помогло ему добиться успеха и не повторять пройденного: «Идти все время одной дорогой – это скучно. Нужно дать ногам и голове очиститься, и тогда твой жизненный путь превратится в увлекательное путешествие».
Самое тяжёлое для клоуна — не зарж… НЕ ЗАСМЕЯТЬСЯ во время выступления
«Серьезное лицо — еще не признак ума», — говорил герой Горина барон Мюнхгаузен. И был прав. Все глупости на Земле, действительно, делаются с этим выражением. Тем более ценны те немногие, кто не боится быть смешным.
В 70-е годы на экранах телевизоров появляется клоун с надувным телефоном в руках. Наутро советские люди обменивались чем-то вроде пароля: «Асисяй! – О! Кинё!»
Чуть позже появились клоуны с гармошкой с номером под «Блю-блю-блю канарис». Это тоже было невероятно смешно и свежо. Флегматик, грудастая клоунесса и бабка с авоськами стали появляться в «Утренней почте» и «Будильнике». В сознании уже забрезжило название клоунской труппы – «Лицедеи».
Немного о «Лицедеях»
Театр «Лицедеи» был основан в 1968 году, когда Вячеслав Полунин пришел в студию пантомимы Рудольфа Славского при Доме Культуры имени Ленсовета. В этом же году в ДК состоялась премьера спектакля с участием Полунина, Скворцова, Терентьева и Макеева, под названием «Двадцать одна новелла о смешном и серьезном».
Десять лет, выступая на сцене Дворца Ленсовета, театр существовал без официального статуса.
Через 10 лет, в 1978 году театр Лицедеи получил официальный статус и имя, которое прочно закрепилось еще после премьеры спектакля Лицедеи в Ленконцерте. В 1979 году на зрительский суд был представлен новый спектакль под названием «Фантазеры». Премьера прошла на сцене Ленинградского Дворца Молодежи.
В лице Полунина страна некогда потеряла инженера, зато приобрела мима, клоуна, киноактера и, в конце концов, народного артиста России.
Почти ни у кого из участников труппы не было профессионального образования, учились в процессе жизни, но отсюда вышли такие известные в будущем комики, как Юрий Гальцев и Георгий Делиев.
В 1982 году труппа театра порадовала выходом в свет еще одной постановки – «Чудаки». В этом же году «Лицедеи» становится призером фестиваля «Мим парад-82», на котором Полунин был признан чемпионом клоунов СССР. Приз победителю вручил Рудольф Славский.
Театр Лицедеи за годы своего существования обрел популярность не только у себя на Родине, но и за пределами России. Объездил с гастролями не только всю Россию и страны бывшего СССР, но и США, Канаду, Колумбию, Новую Зеландию, Кубу, Бразилию, Гонконг, Китай, Японию, Вьетнам, Германию, Францию, Испанию, Великобританию, Нидерланды, Данию, Австрию, Люксембург, Швейцарию, Чехию, Польшу, Болгарию, Финляндию, Израиль.
В 1990 году основатель театра Вячеслав Полунин принял решение покинуть театр и начать собственную карьеру в Англии. Однако это не отразилось на творчестве и популярности «Лицедеев». Силами основателей и выпускников при театральной студии, театр продолжает быть известным и почитаемым зрителями по сегодняшний день.
Похожие публикации
ЧЕРНОВИК — наш Доктор Стрэндж по Лукьяненко
Долгожданное продолжение бессмысленного
Открыть
Про АНГЕЛОВ и их работу
Ангелы бывают разными
Открыть