ТОМСК, 3 ноя – РИА Томск. Проблема зависимости ребенка от
гаджетов – одна из самых распространенных. Когда наступает стадия зависимости и
как отучить ребенка от планшета и смартфона – рекомендациями поделилась с РИА Томск семейный психолог, ведущая тренинговой программы для родителей Ирина
Кустова.
Как ранее сообщали
«Известия», расходы на смартфоны и планшеты, которые родители
приобретают для учеников к началу учебного года, в этом году существенно
выросли по сравнению с прошлым: на смартфоны для школьников россияне стали
тратить на 30% больше, а на планшеты – на 26%.
Кто приучил?
«Когда ко мне приходят родители с
ребенком младшего школьного возраста с проблемой зависимости малыша от гаджета,
то возникает логичный вопрос к родителям: «Кто приучил?», – говорит Кустова.
По ее словам, порой родители не всегда отслеживают, как сами приводят сына или дочь к этой зависимости, знакомя своих детей с девайсами,
в которых намного больше функций, чем необходимо ребенку.
Ирина рассказала, что причин, по
которым родители самостоятельно вручают детям смартфоны, несколько. Первая –
занять дошкольника, чтобы он не мешал заниматься своими делами: он сидит, играет и никого не трогает.
«Вторая причина – занять его этим же гаджетом, чтобы быстро и
без истерик накормить, одеть, побрызгать больное горло и так далее. Но проходит
время, и мы уже очень возмущены, что ребенок сам себя занимает и развлекает
исключительно гаджетами», – такие причины отмечает психолог, говоря о детях
от года до шести лет.
Зачем «яблоко» школьнику?
Психолог рассказала о самой
частой причине появления «навороченных» телефонов у детей уже школьного
возраста. По ее мнению, родители видят в этом способ сблизить ребенка с
одноклассниками и сверстниками.
По словам Ирины, на вопрос, зачем
семилетнему ребенку телефон за 12 тысяч рублей, родители часто отвечают,
что у его сверстников хорошие телефоны, в которые они играют, с кнопочным «он
будет изгоем среди них».
«В такой ситуации именно эти
телефоны приводят детей и их сверстников к зависимости. Стоит ли это того?
Ведь если завтра кто-то из сверстников принесет наркотики или сигареты,
родители не пойдут покупать своим такое же, чтобы их сын был на одном уровне с
друзьями», – уточнила семейный психолог.
Начать работу над возникающими трудностями она призывает родителей
именно с того, чтобы увидеть и признать именно свою ответственность в этой
ситуации, не обвиняя ребенка.
В чем опасность
Специалист поделилась, что
различные исследования уже выявили негативные эффекты раннего приобщения к
цифровым устройствам: недоразвитие социальных навыков, проблемы с концентрацией
внимания, памятью, эмоциональной и коммуникативной сферой.
© предоставил Артур Шугуров
«Порой говорят, что
«сейчас другое время и дети другие». Я согласна, но мозг также
нуждается в развитии. Почему опасно, когда в маленьком возрасте дают гаджеты: в
этот период развиваются основные функции мозга – внимание, память, мышление,
воображение, речь, развитие моторики», – пояснила собеседница.
Частично проблема в том, что на
экране гаджета или компьютера слишком быстро мелькают кадры и не дают зрителю
сфокусироваться и осмыслить информацию.
«Ребенок становится
информативно «всеядным», а уже в 6-7 лет родители тревожатся, что
ребенку трудно сосредоточиться, выстроить сюжет, он становится рассеянным.
Почему? Потому что с ранних лет он привыкает к мельканию, его внимание не
тренировано, мышление не развивается», – сказала Кустова.
Что делать?
Шаг 1: пересмотреть отношения
«Во время консультаций я
спрашиваю: как строится ваша жизнь, сколько времени вы проводите вместе с сыном или дочерью? 80% родителей отвечают, что они каждый день вместе делают уроки. Но
это не совместная деятельность! Зачастую совместная занятость обычной семьи
заканчивается на поездках к бабушке раз в неделю или прогулке в Горсаду, но
этого мало», – говорит собеседница.
Ирина сравнивает отношения между
родителем и ребенком с отношениями мужчины и женщины.
«Представляете ситуацию: мужчина вас любит, одевает,
обеспечивает жильем и продуктами, заботится, но времени с вами не проводит, он
появляется только на два часа в неделю, чтобы с вами погулять и все. Вас
устроят такие отношения? Нет. А с детьми это нормально: накормили, одели,
обули, игрушки купили. А любовь где?» – замечает специалист.
По словам Кустовой, первый шаг –
проанализировать отношения с ребенком: сколько времени вы проводите вместе каждый
день и как вы общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь ли своими переживаниями,
просите ли советов.
«Если дитя уходит в
гаджет, то, скорее всего, в семье нарушены отношения с родителями. Он
чувствует себя одиноким, неинтересным, незначимым, а зачастую и
несостоятельным, и самый лучший его друг – это электронное устройство», – говорит психолог.
При этом в компьютерных играх, в
общении в социальных сетях ребенок, наоборот, чувствует себя общительным, сильным
героем. Родители при этом теряют авторитет. И наступает ситуация, когда родители
позвали ребенка в кино или в гости, а он говорит: «Не хочу, лучше в
телефоне посижу».
На этой стадии
«нездоровых» отношений с техникой собеседница рекомендует обращаться
за помощью к специалисту и учиться по-новому выстраивать общение и отношения.
Шаг 2: найти замену
Как правило, самый популярный
метод у родителей – это отобрать гаджет. Если решили следовать ему, то
специалист рекомендует подумать о том, что дать взамен.
«Нельзя у ребенка забрать
удовольствие, не найдя приемлемой альтернативы. У любого ребенка есть
уникальность, деятельность, которая его увлекает, от чего у него загорятся
глаза. Это может быть творчество: поделки из дерева, робототехника или
плавание, катание на картингах, фотография или слайды из фотографий.
Представляете, как повысится самооценка ребенка», – поясняет Ирина.
В борьбе с гаджетами главное
оружие – это родительская мудрость. Кустова добавляет, что в ее практике были
примеры, когда ребенок пользуется Youtube или Instagram, но ищет там что-то
развивающее и полезное.
«У меня племянница увидела
на Youtube, как делают ростовые цветы, у нее появилась идея на юбилей бабушки
сделать такие же цветы, и она это сделала вместе со своей семьей. В этом случае
гаджет объединил семью и помог принести радость», – говорит психолог.
Шаг 3: общаться вживую
Специалист рекомендует завести
семейное правило: пришел домой – отключи телефон. Она приводит пример:
основатель Apple Стив Джобс запрещал своим детям активно пользоваться
гаджетами, а в семье Михалковых-Кончаловских правило: приходя домой, все отключают сотовые и для связи используют только домашний телефон.
Что страшного – выпустить из рук на
вечер телефон? И что произойдет, если мы увидим те или иные сообщения или
пролистаем ленту новостей в соцсетях не вечером, а утром?
Шаг 4: быть примером
«У нас самих у многих зависимость
(от гаджетов. – Ред.), это я и по родителям вижу. Как и чем мы наполняем свой
досуг? Какие у нас есть увлечения? Важно начать с себя и подумать, какой пример
мы показываем своим детям», – поясняет собеседница.
Шаг 5: приучать к
ответственности
Отвечая на вопрос, сколько
времени ребенок может смотреть мультфильм или играть, психолог отметила, что
важно учитывать возраст. Для детей до пяти лет безопасно смотреть мультфильмы в
общей сложности от 5 до 15 минут в день.
Пяти-шестилетнему дошкольнику не
повредят полчаса в день, проведенные перед экраном или монитором, школьникам
временные границы можно расширить от часа до полутора.
При этом специалист рекомендует
совместно договариваться о временных рамках и учить ребенка самого отслеживать
время.
«Если мы – контролеры, постоянно говорим, к примеру, что час уже прошел, то мы
становимся врагом номер один, а если что-то случится с контролером, например, мама уедет в командировку, ребенок круглые сутки
будет играть?» – отметила психолог.
Она советует в случаях нарушения договоренностей
говорить ребенку, как это влияет на ваши отношения, как ранят пустые обещания, и
искать варианты как это можно исправить.
«Наша задача – показывать
нашим детям, что их жизнь и отношения в их руках», – подытожила Ирина
Кустова.
Содержание
- 1 Откуда берётся зависимость от смартфонов
- 2 Как определить зависимость от телефона
- 3 Как отучить ребенка от телефона: не всё так просто
- 4 Полезные советы
- 5 Заключение
Откуда берётся зависимость от смартфонов
Цифровой мир – это поистине безграничное пространство. Здесь можно найти информацию на любой вкус и цвет: общение с людьми (в том числе на расстоянии), любопытные онлайн- и офлайн-игры, художественные и мультипликационные фильмы, обучающие материалы. Всё это в свободном доступе, оформлено ярко и привлекательно.
Такой мир интересен нам, взрослым. Чего уж говорить о детях, которые ещё не способны себя контролировать и готовы играть в телефон или компьютер часами. Тем более что в этом возрасте сначала привычка, а потом и зависимость формируется быстрее. Но откуда она всё-таки берётся? Неужели возникает сама собой?
Ответ очевиден: оттуда же, откуда берётся сам телефон, планшет или компьютер. Проще говоря – мы сами покупаем и даём ребёнку в руки будущую проблему. Признайтесь себе честно: ведь это так просто – дать малышу смартфон, а он, глядя в яркий экран, не станет вас беспокоить в ближайшие 30-40 минут.
Кроме того, нынешняя жизнь очень тесно связана с электронными устройствами. В период пандемии многие школьники учились в онлайн-режиме, то есть с помощью тех самых пресловутых гаджетов. Ну а в свободное время родители и дети предпочитают полежать на диване не с бумажной книгой, а в лучшем случае с читалкой. Но вероятнее всего – со смартфоном.
Именно из семьи, а также из ближайшего окружения (школа, друзья) и растёт зависимость ребёнка от телефона. Вначале по каким-то причинам смартфон удобен родителям. Дошкольник или школьник быстро привыкает к нему, ещё бы – тут столько всего интересного. И обычная жизнь кажется уже слишком серой и тусклой.
С другой стороны, зависимость возникает не у всех детей, имеющих телефон. Для формирования тяжёлой привычки нужны предпосылки. Это особенности личности и характера. Ребёнок, неуверенный в себе и не умеющий выстраивать отношения вживую, легче «проваливается» в виртуальную реальность.
Как определить зависимость от телефона
Если вы читаете эту статью, то, скорее всего, проблема уже возникла. Но в любом случае нужно изучить признаки номофобии. Именно так в научных и околонаучных кругах принято называть телефонную зависимость. Это слово имеет английское происхождение и является аббревиатурой: no mobile phone phobia, что можно перевести, как «страх остаться без мобильного телефона».
Официально психиатрическая наука ещё не признала зависимость от телефона и соцсетей в качестве самостоятельной патологии. В МКБ-10 такого пункта нет, однако специалисты Всемирной Организации здравоохранения эту проблему признают и планируют в дальнейшем включить её в перечень заболеваний.
Почему всё так серьёзно? Дело в том, что при использовании смартфона возникает та же самая реакция, что и при употреблении наркотических средств. В головном мозге осуществляется выброс эндорфинов (так называемых гормонов счастья), провоцирующих кратковременную эйфорию и чувство удовольствия.
Неоднократное срабатывание этого шаблона приводит к появлению психологической зависимости.
Её результаты очевидны:
- злость;
- усталость и утомление;
- депрессия;
- пониженная концентрация внимания.
Чтобы понять, есть ли у вашего ребёнка зависимость от телефона, обратите внимание на его поведение.
Насторожитесь, если ваш сын или дочь:
- перестали общаться с приятелями вживую;
- постоянно держат смартфон в руке, буквально не расстаются с ним ни на минуту;
- испытывают тревогу и беспокойство, если забывают телефон дома;
- пользуются гаджетом тайно (прячутся в ванной или спальне);
- стали хуже учиться в школе, не делают уроки, получают плохие отметки.
Появляются и физиологические признаки неблагополучия:
- бессонница, проблемы со сном;
- отсутствие аппетита;
- лишний вес (отсутствие аппетита может сменяться всеядностью, когда ребёнок сидит/лежит на диване и поглощает сладости и фаст-фуд в больших количествах);
- рассеянность.
Если вы заметили подобные симптомы, нужно действовать. Ждать, когда всё само собой наладится, не лучшая тактика. Депрессия может нарастать, а с этим серьёзным психологическим расстройством лучше не шутить.
Как отучить ребенка от телефона: не всё так просто
К сожалению, запретить и полностью ограничить телефон не получится. Он уже вошёл в нашу жизнь и превратился в едва ли не обязательный её элемент. Сегодня смартфон – это возможность постоянно поддерживать контакт с ребёнком, отслеживать его местоположение, осуществлять контроль над процессом и результатами обучения, просто общаться и получать информацию.
Более того, помните древнюю мудрость, гласящую о том, что запретный плод сладок. Если вы отберёте у подростка гаджет, вы лишь усилите его желание приобщиться к электронному миру. К тому же из-за отсутствия выхода в социальные сети и возможности общаться с одноклассниками он начнёт себя чувствовать изгоем. Это лишь повысит тревожность и сделает проблему более серьёзной.
Психологи советуют не запрещать, а разумно ограничивать. Конечно, это потребует от родителей больше времени и желания заниматься с ребёнком. Но вы ведь не верите в волшебную палочку, по одному взмаху которой решается проблема и исполняется желание? Ваша задача – вернуть своего сына или дочь в реальную жизнь.
Полезные советы
Как отучить ребенка от телефона в 10 лет, в подростковом возрасте? Давайте разбираться по пунктам.
- Предложите альтернативу. Пусть это будет то, для чего не нужен телефон. Спортивная секция, походы в музеи, рисование, велосипедные прогулки, просто прогулка на свежем воздухе.
- Будьте вместе. Не просто предлагайте альтернативу, а используйте возможность сделать это вместе с ребёнком. Велосипед? Катайтесь вместе? Фильмы? Ходите в кино. Рисование? Обсуждайте нарисованное, высказывайте свою точку зрения.
- Контролируйте время использования гаджета. Изучите советы и рекомендации ВОЗ. Договоритесь с ребёнком о том, что он не будет пользоваться телефоном во время выполнения домашних заданий. Перед сном и т.д. Главное – делать это последовательно и предлагать альтернативу (см. пункт 1).
- Введите правило «свободных от смартфонов зон». К примеру, ребёнок может пользовать интернетом в смартфоне только в своей комнате (и строго определённое количество часов). В кухне, гостиной, ванной комнате ни один член семьи с электронным устройством не сидит.
- Будьте примером. Все вышеописанные советы бесполезны, если вы сами проводите всё своё свободное время с телефоном в руке. И не нужно пенять на работу. Ребёнок смотрит на вас, вы для него образец для подражания.
Разумеется, если ситуация зашла слишком далеко, и каждое требование убрать телефон из рук приводит к истерике, лучше обратиться к психологу. Постоянные конфликты в доме лишь усилят напряжение и ухудшат психическое состояние ребёнка.
Заключение
Вопрос, как отучить ребенка от мобильного телефона, сложен и многогранен. Проблема заключается в том, что это электронное устройство слишком плотно вошло в нашу жизнь, а дети знакомятся с ним порой раньше, чем с книгой или альбомом для рисования. Но в ваших силах преупредить появление психологической зависимости или снизить интенсивность её проявлений. Главное – показать ребёнку, что он вам интересен, что вы включены в его жизнь, что реальный мир может быть ярче и привлекательнее виртуальной реальности.
А как вы справляетесь с номофобией у детей? Поделитесь своими секретами и успехами.
Жизнь многих детей сейчас почти полностью посвящена гаджетам. Если в семье появляется смартфон (или планшет, ноутбук), то будьте готовы к тому, что ребенок будет: есть, параллельно собирая в игре кристаллики; писать вам сообщения в соцсети, находясь в соседней комнате; засыпать с телефоном в руке и так далее.
Надо что-то делать? Но что? Если просто отобрать телефон — будет скандал. Мы уже писали о том, как превратить гаджеты в полезный досуг. А в этот раз мы разберемся, что такое «телефонная зависимость» и как с ней бороться. Редакция Tlum.Ru изучила этот вопрос и собрала мнения психологов и родителей на этот счет.
О ДРУГИХ ВИДАХ ДЕТСКОГО ФАНАТИЗМА
Что посоветуете?
В 2007 году Фонд развития интернета провел исследование школьников на тему воздействия интернета на подростков. И данные оказались пугающими. Результаты указывают на то, что 26% наших подростков 11−16 лет имеют признаки зависимости от сети. А это на 10% больше, чем тот же показатель по Европе.
Причины в том, что у нас детям дают технику гораздо раньше. Детям до 2 лет психологи вообще не рекомендуют взаимодействовать с телефоном, а после аккуратно и в дозированных количествах. Но эти правила мало кто может соблюдать, особенно, если срочно нужно готовить ужин, а ребенок требует игрушку.
Но отбирать телефон у ребенка тоже нельзя, будет только хуже. Во-первых, вы станете врагом номер один и потеряете контакт со своим ребенком. Во-вторых, гаджеты — это часть современной жизни, которую трудно игнорировать, и нельзя об этом забывать. Лишая ребенка телефона, вы лишаете его возможности коммуникации со сверстниками.
А ЕЩЕ ЕСТЬ ДЕТИ-ВИДЕОБЛОГЕРЫ
Что нужно делать, чтобы ребенок сидел в телефоне не сутки напролет? Вот несколько советов психологов:
— Ограничьте время использования телефона. Педиатры рекомендуют детям от 2 до 5 лет — не давать телефон больше чем на час, для школьников — время может дойти до 2 часов. И это при условии, что ваш ребенок после пользования телефоном не побежит к компьютеру.
— Договоритесь о «свободных зонах». Например, каждый может пользоваться телефоном в своей комнате, но на кухне ни один член семьи с гаджетами не сидит. Главное, соблюдайте это правило сами.
— Старайтесь все доказывать своим примером. Если ребенку нельзя сидеть в телефоне, не садитесь при нем собирать капусту в «Веселой ферме». Вы — главный пример для детей.
— Предлагайте альтернативу времени, проведенного с гаджетом. Телефон не дает ребенку «реального мира», предложите сыну или дочери заняться чем-то таким, чего телефон дать не может. Это может быть готовка, лепка, поход, занятие спортом. Настольные игры и конструкторы подойдут меньше — это и в интернете можно поделать.
— Не будьте к телефонам слишком строги. Есть множество полезных приложений, которыми ребенок может пользоваться для самообразования и обучения.
— И еще раз: не отбирайте у ребенка телефон. Это приведет только к агрессии. Забирать можно только на короткое время, четко проговоренное вслух. «Я забираю у тебя телефон, верну, когда закончим ужинать/помоешь руки/доделаешь уроки/погуляешь с собакой и т. д.».
Мнение родителей
Психологи, конечно, дают правильные советы. Но часто сложно выполнимые. Поэтому родители выкручиваются, как могут, выдумывая свои способы выдернуть ребенка из телефона хотя бы на время. А некоторые этого не делают, так как не считают нужным.
Давайте посмотрим, какие ситуации возникают в реальных семьях и как родители справляются (или не справляются) с зависимостью детей от гаджетов. Вот мнения родителей детей разных возрастов с тематических форумов и групп в соцсетях:
Дети 0−7
«У меня правило — телефон — это „моя игрушка“, моя дорогая, которой пользуюсь я. Игр нет в телефоне. Устанавливать нельзя. Есть вещи, которыми должны пользоваться только взрослые. Поговорить с бабушкой по телефону — не проблема. Включаю песни, когда доча хочет потанцевать. Но не играть. Вот и забирать не приходится».
«У меня трое детей. Вышли из положения, если телефон или планшет один выдаем, то строго по времени играют по очереди. Когда каждому по телефону даем, то ограничиваем время игр… обычно максимум 40 минут в день. Приучили что как только мы сказали отдать — то отдавать!!! иначе потом больше не получат. (никаких обменов и уговоров). Трехлетка иногда артачится и пытается скандал устроить… остальные уже привыкли».
«Телефон и планшет и компьютер и… — это такие вещи, которые актуальны для ребенка только в случае, если: 1) его жизнь мало насыщена другими интересностями; 2) он видит, как у важных для него людей данная вещь является приоритетной и важной. Если вы вместе играете в настольные игры, гуляете (походы до ближайшего парка хотя бы, зато с термосом и печеньками), лепите из пластилина лес с животными, а из лего делаете большой город, то совместная игра на телефоне/компьютере/планшете будет восприниматься как одна из активностей».
«Лично я предпочитаю неэлектронные развивалки, да и вообще поменьше детей к компу/телефону подпускать. С маленькой пока все получается, а вот у старших уже свои телефоны и контролировать их время за играми на телефоне становится все труднее. Разговариваю, объясняю вред здоровью, показываю наглядные примеры поведения композависимых детей в инете и по ТВ, но иногда все равно приходится по вечерам просто забирать телефоны, чтобы уснули вовремя».
«У меня вопрос… а зачем маленькому ребенку вообще нужен телефон? Я вижу много 5−6 леток с телефонами. Зачем? Ребенок постоянно со взрослыми, один никуда не выходит, нигде не бывает. Зачем ему сей гаджет? Школьник — другое дело. Из школы встретить, сообщить, что уроки раньше/позже закончились, ну и там уже у всех телефоны, сейчас это, наверное, и „непрестижно“ без телефона идти в первый класс. У моего старшего пятилетки тоже есть телефон, на ДР подарила свекровь. Деть в него собственно и не играет и с собой не таскает. Общается только с бабушками/дедушками по нему. Пару раз нас с мужем выручал, когда свои телефоны забывали где-то, а позвонить надо было. Он у нас как домашний аппарат».
Дети 7−12
«Лучше переключить внимание ребенка на какие-нибудь игры, книгу почитать, все что угодно.
у моей сестры сын пойдет в первый класс и уже сейчас зависимость от гаджетов., мама ночью кладет телефон под подушку, потому что сын ночью ищет его… уходит в гости к друзьям только чтобы поиграть, при этом на звонки уже не отвечает. (7 лет!). А в семье все способствовало для того чтобы они пришли к тому к чему пришли. бабушки и дедушки разрешают чтобы не заниматься с ребенком, лишь бы сидел тихо, сам папа играет в те же игры (пример для ребенка)
я от своего трехлетки еще не прячу телефон, но стараюсь чтоб он ему не попадался на глаза…».
«А смысл запрещать, запретный плод всегда сладок, когда-то ваш ребенок станет взрослым человеком, и вы не сможете его контролировать. Я считаю, что разрешать играть можно, но все должно быть в меру и кроме этого ребенку нужно прививать интерес к другим занятиям».
«Вот на какой форум не приду — везде и у всех одна проблема — как отучить ребенка от смартфона. Сразу возникает вопрос, а зачем вы его покупали? Ребенку нужен телефон для безопасности, то есть чтобы он звонить мог. Всегда и везде, а не как современные телефоны, которые в подъезде ловить перестают».
«У моей дома лежит айфон, но выдаю я его ТОЛЬКО на каникулы! А как только начинается учеба, я его меняю на нокиу за 1 тыс. рублей))) ни у кого нет никаких обид и претензий, кстати))».
«Я в этом плане мать-вредина. 22:00 айфон и айпад на стол, доча спать. Если получит плохую оценку лишаю этих гаджетов на неделю, включая и гулянки с подругами на улице. Этот метод практикую второй год и скажу, что это очень действенно».
Дети 12+
«Никогда не забирала у старшего телефон. он в нем живет. ни учебе, ни чему это не мешает. считаю, что современного подростка можно и до самоубийства довести такими вот действиями».
«Забирать смарт на совсем, как многие тут советуют, я считаю не совсем правильным. В 15 лет телефон — это не средство связи, а это определенный критерий оценки и самооценки тоже. Ограничивать время интернета — да, это надо. Но делать это не жестким способом выдирания проводов, а попытался договорится с дочерью и определить временные рамки».
«Я бы забрала телефон, когда ребенок спит или просто не видит (т.е. драться бы не стала:))) Но и телефон в школу не дала бы однозначно, раз слова не понимаются. Я у своей 16-летней дылды интернет отключаю, когда она уж очень злоупотребляет, уношу провод на работу и забываю:))) Позлится, позлится, но выводы сделала уже:))».
«Пройдет со временем. Я тоже лет в 14 телефон из рук не выпускала, тогда все в аське сидели, а дома от компа не отлипала — там дневники всякие были… У мамы просто истерики из-за всего этого были, но у нас с ней не очень хорошие отношения были, она это, видимо, понимала. Да и компании друзей особой в школе у меня не было. Потом в универ поступила, на первый план вышла жизнь реальная…».
«Мой где-то год назад все время был с телефоном. Когда я его отбирала по какой-то причине, то реакция у него была приблизительно такая же, как когда у алкаша отбирают бутылку — ее просто все бесило. Сейчас стало гораздо лучше, он меньше смс-ит, но ему уже 15. Когда ему было 12−13 он постоянно сидел в он-лайн играх, потом просто перестал в один день. Поэтому я и к телефону спокойно отношусь — пройдет».
Интересное по теме:
7 способов наказания для ребенка
Нужно ли дарить детям дорогие подарки