ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
7 мая 2012 г. № 6
О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности
Изменения и дополнения:
Декрет Президента Республики Беларусь от 31 января 2013 г. № 3 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.02.2013, 1/14039) <Pd1300003>;
Декрет Президента Республики Беларусь от 11 сентября 2013 г. № 5 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.09.2013, 1/14518) <Pd1300005>;
Декрет Президента Республики Беларусь от 27 июня 2016 г. № 2 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.06.2016, 1/16491) <Pd1600002> — внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 30 июня 2016 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 30 сентября 2016 г.;
Декрет Президента Республики Беларусь от 27 июня 2016 г. № 2 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.06.2016, 1/16491) <Pd1600002> — внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 30 июня 2016 г. и 30 сентября 2016 г.;
Декрет Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2017 г. № 5 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.09.2017, 1/17245) <Pd1700005>;
Декрет Президента Республики Беларусь от 20 июня 2018 г. № 2 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.06.2018, 1/17769) <Pd1800002>;
Декрет Президента Республики Беларусь от 16 июля 2019 г. № 4 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.07.2019, 1/18467) <Pd1900004>;
Декрет Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 5 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.10.2021, 1/19939) <Pd2100005>
В целях стимулирования предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь:
1. Установить, что:
1.1. коммерческие организации Республики Беларусь (за исключением коммерческих организаций, созданных после 1 августа 2016 г. в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, а также коммерческих организаций, реорганизованных после указанной даты путем присоединения к ним других юридических лиц Республики Беларусь), индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности* (далее, если иное не предусмотрено настоящим Декретом, – коммерческие организации, индивидуальные предприниматели) и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации:
вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (коммерческие организации) и подоходный налог с физических лиц (индивидуальные предприниматели) соответственно в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства**;
освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности (в том числе связанной со специфическими товарами (работами, услугами), внесение в такое специальное разрешение (лицензию) изменений и (или) дополнений, продление срока его (ее) действия;
вправе не исчислять и не уплачивать иные налоги, сборы (пошлины) (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, патентной пошлины, утилизационного сбора, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и (или) перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента, если настоящим Декретом не предусмотрено иное);
освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от сдачи имущества в аренду.
Применительно к коммерческим организациям, возникшим в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования, указанные в абзаце первом части первой настоящего подпункта семь календарных лет исчисляются со дня государственной регистрации юридического лица, в результате реорганизации которого создана соответствующая коммерческая организация;
______________________________
*Для целей настоящего Декрета под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.
**Для целей настоящего Декрета под реализацией товаров (работ, услуг) собственного производства применительно к коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям понимается реализация товаров (работ, услуг) собственного производства в период действия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в установленном законодательством порядке коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим их реализацию.
1.2. коммерческие организации Республики Беларусь в течение семи календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения о создании обособленного подразделения*:
1.2.1. вправе не исчислять и не уплачивать:
налог на прибыль в отношении прибыли, полученной обособленным подразделением от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства**;
налог на недвижимость со стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, находящихся на балансе обособленного подразделения и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
1.2.2. освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных обособленным подразделением;
______________________________
*Для целей настоящего Декрета под обособленным подразделением понимаются филиалы и (или) иные обособленные подразделения коммерческой организации Республики Беларусь, осуществляющие деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций коммерческой организацией Республики Беларусь открыт банковский счет с предоставлением должностным лицам данных обособленных подразделений права распоряжаться денежными средствами на счете, исполняющие налоговые обязательства указанной коммерческой организации и созданные на территории средних, малых городских поселений, сельской местности вне населенного пункта, территория которого является либо являлась местом нахождения этой коммерческой организации или местом нахождения организации, которая в результате реорганизации в форме присоединения была присоединена к указанной коммерческой организации, или местом нахождения организации, в результате реорганизации которой в форме преобразования, выделения, разделения либо слияния возникла (создана) указанная коммерческая организация.
**Для целей настоящего Декрета под реализацией товаров (работ, услуг) собственного производства применительно к обособленному подразделению понимается реализация товаров (работ, услуг) собственного производства в период действия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в установленном законодательством порядке и в котором в качестве обособленных подразделений, осуществляющих производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), указано это обособленное подразделение.
1.3. коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, а также коммерческие организации Республики Беларусь, имеющие обособленные подразделения, в части деятельности обособленных подразделений:
1.3.1. освобождаются от обязательного заключения сделок на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» при приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства (за исключением приобретения полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств), а также при реализации товаров собственного производства на экспорт (за исключением товаров, классифицируемых в товарных позициях 4101, 4401 21 000 0, 4401 22 000 0, 4403 и 4407 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза);
1.3.2. вправе:
самостоятельно определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации произведенной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;
самостоятельно определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или покупателей продукции, товаров (работ, услуг) для собственного производства и продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при приобретении товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств);
страховать свои имущественные интересы у страховых организаций, страховых брокеров, созданных за пределами Республики Беларусь;
1.4. положения, содержащиеся в абзацах втором и пятом части первой подпункта 1.1, абзаце втором подпункта 1.2.1, подпункте 1.2.2 настоящего пункта, не распространяются на реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью либо частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или на ином вещном праве коммерческих организаций Республики Беларусь (в том числе зарегистрированных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности) или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих их реализацию, и (или) труда работников этих организаций или индивидуальных предпринимателей вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности, если иное не установлено в подпункте 1.5 настоящего пункта.
Предусмотренное в абзаце втором части первой подпункта 1.1 и абзаце втором подпункта 1.2.1 настоящего пункта право может быть реализовано коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, обособленным подразделением при условии ведения раздельного учета выручки (коммерческой организацией, обособленным подразделением), доходов (индивидуальным предпринимателем), полученной (полученных) от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, на которую (на которые) распространяются положения, содержащиеся в абзаце втором части первой подпункта 1.1 и абзаце втором подпункта 1.2.1 настоящего пункта, а также затрат (коммерческой организацией, обособленным подразделением), расходов (индивидуальным предпринимателем) по производству и реализации этих товаров (работ, услуг) и представления в налоговый орган сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в порядке, установленном законодательством. При этом в выручку (доход) от реализации работ (услуг) собственного производства и затраты (расходы) по их производству и реализации не включаются соответственно стоимость имущества (в том числе материалов, запасных частей), использованного в целях выполнения этих работ (оказания этих услуг), предъявленная к оплате сверх цены таких работ (услуг), и затраты (расходы), относящиеся к такому имуществу.
При отсутствии раздельного учета, предусмотренного в части второй настоящего подпункта, либо непредставлении сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства) положения, содержащиеся в абзаце втором части первой подпункта 1.1 и абзаце втором подпункта 1.2.1 настоящего пункта, не применяются.
Освобождение от налога на недвижимость, предусмотренное в абзаце четвертом части первой подпункта 1.1 и абзаце третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта:
предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествовавшем ему квартале коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, обособленным подразделением осуществлялась реализация товаров (работ, услуг) собственного производства, на которую в соответствии с настоящим Декретом распространяются положения абзаца второго части первой подпункта 1.1 и абзаца второго подпункта 1.2.1 настоящего пункта. При этом к указанным работам (услугам) не относится предоставление имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное и безвозмездное пользование;
не применяется в отношении:
коммерческих организаций, обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, указанную в абзацах шестом–тринадцатом подпункта 1.8 настоящего пункта;
налога на недвижимость со стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
1.5. коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, обособленные подразделения, оказывающие услуги перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, имеют право на применение положений, предусмотренных в абзацах втором и пятом части первой подпункта 1.1, абзаце втором подпункта 1.2.1, подпункте 1.2.2 настоящего пункта, в отношении реализации указанных услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
при оказании услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом пункты отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки) расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
автомобильные транспортные средства, используемые коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, обособленными подразделениями для оказания услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, зарегистрированы в установленном порядке регистрационными (регистрационно-экзаменационными) подразделениями Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
1.6. положения, содержащиеся в абзацах втором и четвертом части первой подпункта 1.1, подпункте 1.2.1 настоящего пункта, не применяются в отношении:
индивидуальных предпринимателей в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
организаций, являющихся плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (за исключением организаций, применяющих этот налог исключительно в части деятельности филиалов и иных обособленных подразделений, исполняющих налоговые обязательства организации), а также в отношении филиалов и иных обособленных подразделений, исполняющих налоговые обязательства организации, если в части их деятельности организация применяет единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и уплачивающих сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
организаций, применяющих иные установленные законодательством особые режимы налогообложения;
1.7. положения, содержащиеся в подпункте 1.2 настоящего пункта, не применяются в отношении обособленных подразделений, если решение о создании таких подразделений принято после 31 декабря 2018 г.;
1.8. положения, содержащиеся в подпунктах 1.1–1.3 настоящего пункта, не распространяются на:
банки, небанковские кредитно-финансовые организации, инвестиционные фонды, страховые организации, микрофинансовые организации;
профессиональных участников рынка ценных бумаг;
резидентов Парка высоких технологий, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;
коммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, обособленные подразделения в части осуществления ими:
риэлтерской деятельности;
деятельности в сфере игорного бизнеса;
лотерейной деятельности;
деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр;
производства и (или) реализации подакцизных товаров;
производства и (или) реализации ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
изготовления ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
деятельности в рамках простого товарищества;
1.9. коммерческим организациям предоставляется освобождение от ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на территорию Республики Беларусь, вносимых в уставный фонд этих коммерческих организаций при его формировании в качестве неденежного вклада учредителей, с даты изготовления которых прошло не более пяти лет и классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в товарных позициях 7301, 7302, 7308, 7309 00, 7311 00, 8401–8408, 8410–8426, 8430–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501–8519, 8521–8523, 8525–8537, 8543, 8545, 8601–8609 00, 8707, 8709–8713, 8716, 8801 00–8805, 8901–8908 00 000 0, 9005–9008, 9010–9020 00 000 0, 9022–9032, 9103–9107 00 000 0, 9201, 9202, 9205–9208, 9401–9406, 9503 00–9508 (далее – товары). Дата изготовления товаров подтверждается сведениями, указанными в технической документации либо иных документах, имеющих отношение к товарам, или содержащимися на самом товаре. В случае, если имеется информация только о годе изготовления товара, датой его изготовления считается 1 июля года изготовления, если имеется информация о месяце и годе изготовления, – 15-е число месяца изготовления, если имеются противоречивые данные или отсутствует информация о дате изготовления, считается, что с даты изготовления прошло более пяти лет.
Освобождение в соответствии с частью первой настоящего подпункта предоставляется в случае ввоза на территорию Республики Беларусь товаров для:
формирования уставного фонда коммерческой организации до ее государственной регистрации – после государственной регистрации коммерческой организации и отражения в учредительных документах внесения в уставный фонд коммерческой организации этих товаров в качестве неденежного вклада;
формирования уставного фонда коммерческой организации после ее государственной регистрации (за исключением организации, уставный фонд которой в соответствии с законодательством или учредительными документами должен быть сформирован до ее государственной регистрации) – в пределах сроков, установленных законодательством или в соответствии с ним в учредительных документах коммерческой организации для формирования такого фонда.
В случае ввоза на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в товарной позиции 8709, освобождение в соответствии с частью первой настоящего подпункта предоставляется при соблюдении требований, перечисленных в части второй настоящего подпункта, и при условии наличия в коммерческой организации (создания ею) рабочих мест в количестве, соответствующем количеству ввезенных товаров, подлежащих занятию (занятых) работниками с квалификацией, отвечающей требованиям, установленным законодательством в области автомобильного транспорта.
В отношении товаров, ввезенных с освобождением от ввозных таможенных пошлин в соответствии с частью первой настоящего подпункта, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин подлежит исполнению в установленном законодательством порядке, если в течение пяти лет со дня помещения этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления совершено хотя бы одно из следующих действий:
принято в установленном порядке решение о ликвидации коммерческой организации, в уставный фонд которой внесены товары, либо осуществлена реорганизация данной коммерческой организации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу, либо осуществлена реорганизация данной коммерческой организации в форме выделения, в результате которого данная организация утрачивает право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на товары;
коммерческой организацией изменено место нахождения на территорию городов, указанных в подстрочном примечании к абзацу первому части первой подпункта 1.1 настоящего пункта;
осуществлен выход (исключение) участника из состава коммерческой организации, в результате которого данная организация утрачивает право собственности на товары;
коммерческой организацией (собственником имущества организации) совершены сделки, предусматривающие переход права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления на товары, либо товары переданы во временное пользование;
собственником имущества коммерческой организации из ее хозяйственного ведения или оперативного управления изъяты товары.
Положения части первой настоящего подпункта применяются в том числе в случае, если до помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления данные товары помещались под таможенные процедуры таможенного склада, временного ввоза (допуска) или размещались на временное хранение.
Требования, установленные в части четвертой настоящего подпункта, применяются в том числе в отношении товаров, принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления юридическим лицам, созданным в результате преобразования коммерческих организаций, в уставный фонд которых эти товары были внесены;
1.10. отчуждение находящихся в государственной собственности и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений осуществляется без продажи права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания отчуждаемого имущества, если такой земельный участок предоставляется покупателю имущества в аренду. При этом земельный участок предоставляется в аренду покупателю имущества без проведения аукциона и без взимания платы за право заключения договора аренды, а многолетние насаждения, расположенные на этом земельном участке, отчуждаются ему на безвозмездной основе;
1.11. при отчуждении находящихся в республиканской собственности и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений, иного недвижимого имущества, долей в праве общей собственности на них, незавершенных незаконсервированных капитальных строений покупателю по его письменному заявлению предоставляется рассрочка оплаты указанного имущества, приобретаемого им для целей организации производства товаров (работ, услуг) собственного производства и (или) их реализации, на срок, указанный в таком заявлении, но не более пяти лет со дня заключения договора купли-продажи, с ежемесячной индексацией платежей и соблюдением иных требований, предусмотренных законодательством о распоряжении государственным имуществом. Расчет платежей при рассрочке оплаты имущества осуществляется в порядке, установленном Государственным комитетом по имуществу по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов.
Условием предоставления рассрочки в соответствии с частью первой настоящего подпункта является принятие покупателем имущества обязательства по организации в течение срока, указываемого в заявлении о предоставлении такой рассрочки, но не более трех лет со дня заключения договора купли-продажи, производства товаров (работ, услуг) собственного производства и (или) их реализации.
Контроль за выполнением покупателем имущества обязательства, указанного в части второй настоящего подпункта, осуществляет продавец этого имущества, а также государственные органы и государственные организации в соответствии с законодательными актами.
В случае невыполнения покупателем имущества обязательства по организации производства товаров (работ, услуг) собственного производства и (или) их реализации действие рассрочки прекращается и обязанность по оплате этого имущества подлежит исполнению в течение 30 календарных дней с даты истечения срока, указанного в части второй настоящего подпункта, в порядке, установленном законодательством;
1.12. утратил силу.
2. Рекомендовать областным Советам депутатов устанавливать понижающие коэффициенты в размере не более 0,5 к ставкам единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц для индивидуальных предпринимателей, проживающих и осуществляющих деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
3. Признать утратившими силу:
Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 29, 1/9381);
пункт 8 Декрета Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2008 г. № 6 «Об отдельных вопросах организации и проведения электронных интерактивных игр» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 92, 1/9606);
подпункт 1.5 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2010 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь по вопросам взимания косвенных налогов в таможенном союзе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 222, 1/11948).
4. Исключен.
5. Областным Советам депутатов в трехмесячный срок определить порядок распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, в соответствии с настоящим Декретом.
6. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации.
61. Предоставить Совету Министров Республики Беларусь право разъяснять вопросы применения настоящего Декрета.
7. Настоящий Декрет вступает в силу с 1 июля 2012 г., за исключением пунктов 5, 6 и настоящего пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования Декрета, является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.
Подпункт 1.12 пункта 1 настоящего Декрета действует до вступления в силу закона Республики Беларусь о внесении соответствующих изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь.
До приведения законодательства в соответствие с настоящим Декретом акты законодательства, принятые до вступления данного Декрета в силу, применяются в части, не противоречащей настоящему Декрету.
Президент Республики Беларусь | А.Лукашенко |
С 24 октября 2021 г. вступает в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 12.10.2021 № 6, которым внесены изменения в Декрет от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».
Что изменится?
1) Руководителям организаций предоставлено право незамедлительно отстранять работника от работы в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.
2) Установлено, что нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных является дискредитирующим обстоятельством увольнения.
3) Характеристика на работника с предыдущих мест его работы выдается в течение семи календарных дней со дня получения соответствующего запроса.
Под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
4) При приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:
· характеристику с предыдущего места его работы;
· характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них;
· сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности. Такие сведения предоставляются бесплатно.
5) Нарушение предусмотренного данным Декретом порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей.
6) Виновные деяния должностных лиц, повлекшие причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь.
Декрет вступает в силу с 24 октября 2021 г.
Основные аспекты
Декрета Президента Республики Беларусь
от 28 декабря 2014 года № 6
«О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»
1 января 2015 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 года № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» (Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 28 декабря 2014 г. № 1/15504).
Декрет направлен на обеспечение защиты жизни и здоровья белорусских граждан, создание условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечение распространения наркомании как угрозы для демографической безопасности и здоровья нации. Вводится комплекс неотложных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков. Предусматривается максимальная активизация усилий государственных органов, учреждений образования и здравоохранения, советов общественных пунктов охраны правопорядка, добровольных дружин, общественных объединений и иных организаций; создание Единой системы учета лиц, потребляющих наркотики.
Декрет предусматривает ужесточение уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; снижение возраста наступления уголовной ответственности за их сбыт. Планируется создание отдельных исправительных учреждений для лиц, осужденных за незаконный оборот наркотиков; организации специализированных лечебно-трудовых профилакториев для больных наркоманией или токсикоманией, а также создание профильных лечебно-воспитательных учреждений, обеспечивающих комплексную реабилитацию несовершеннолетних, состоящих на наркологическом учете.
При доведении данной информации целесообразно акцентировать внимание на следующих аспектах Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 года № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков».
1. Снижен минимальный возраст с 16 до 14 лет привлечения к уголовной ответственности за сбыт наркотических средств.
Также увеличивается максимальный срок лишения свободы за сбыт наркотиков при наличии отягчающих признаков (например, совершенные группой лиц, либо в отношении особо опасных наркотиков, либо в крупном размере, либо на территории учреждения образования), — с 13 до 15 лет; сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему — с 8 до 15 лет; действия, связанные со сбытом наркотиков, совершенные организованной группой, — с 15 до 20 лет, а также за изготовление или переработку наркотиков в лабораторных условиях — с 8 до 20 лет.
За сбыт наркотиков, повлекший по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотиков (влечет лишение свободы на срок от 12 до 25 лет); незаконное перемещение наркотиков через государственную границу Беларуси при отсутствии признаков контрабанды (влечет лишение свободы на срок до 12 лет); повторное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение потребление в общественном месте наркотиков, либо появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения, либо нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (влечет максимальное наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года).
2. Штрафы за употребление наркотических средств.
Вводится административная ответственность за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения (штраф в размере от 5 до 10 базовых величин); непринятие индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления наркотиков либо их сбыта, а также за неинформирование органов внутренних дел о выявленных фактах совершения таких действий (штраф в размере от 20 до 50 базовых величин).
Увеличиваются максимальные размеры штрафов за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (с 10 до 12 базовых величин); потребление наркотиков без назначения врача в общественном месте (с 8 до 15 базовых величин).
3. Упрощена процедура дополнения перечня наркотических веществ, запрещенных к обороту.
Закрепляются положения, позволяющие оперативно запрещать оборот на территории Беларуси новых психоактивных веществ (курительных смесей, спайсов) и привлекать к ответственности их распространителей. Предусматривается уточнение понятия аналогов наркотиков, позволяющее относить к ним более широкий спектр химических веществ. Максимально упрощается процедура отнесения новых психоактивных веществ к наркотикам и введения тем самым запрета на их незаконный оборот в Беларуси.
4. Контроль за продавцами наркотиков через интернет и Единая система учета наркоманов.
В связи с угрозой широкого распространения наркотиков с использованием сети Интернет закрепляется механизм оперативного ограничения доступа пользователей интернет-услуг к интернет-ресурсам, содержащим материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков. Решения о таком ограничении принимаются Мининформом на основании письменных уведомлений МВД и являются обязательными для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Беларуси.
В целях повышения эффективности профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в том числе в сети Интернет, своевременного выявления лиц, занятых в незаконном обороте наркотиков, Декретом возлагаются обязанности на владельцев интернет-ресурсов – анализировать содержание принадлежащих им интернет-ресурсов, не допускать их использования для распространения материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, а также информировать органы внутренних дел о попытках распространения таких материалов.
Также возлагаются обязанности на поставщиков интернет-услуг – обеспечить с 1 января 2016 года формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг интернет-ресурсах в порядке, определяемом Минсвязи.
С 1 марта 2015 года создается Единая система учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги.
Вводится обязательная идентификация владельцев электронных кошельков, созданных в электронных платежных системах, действующих на территории Беларуси (независимо от размеров сумм электронных денег, числящихся в таких электронных кошельках).
По материалам:
http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-10535/
http://mir.pravo.by/library/edu/detipodrostki/stopspice/
Редакция газеты «Пінскі веснік»
– Декрет № 6 принят в целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, в том числе и тех, более 50% акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, а также реализации изменений, внесенных в Трудовой кодекс Законом Республики Беларусь от 28 мая с.г. № 114-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений». Если говорить об основных новшествах документа, то он, вопервых, определяет требования к характеристике; во-вторых, устанавливает дополнительные требования при приеме на работу в данные организации, а также ответственность за нарушение порядка приема; в-третьих, дополняет перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения, – поясняет Сергей Анатольевич.
Федот, да не совсем тот
– Насколько помню, наниматель мог и раньше запрашивать характеристику с прежнего места работы человека.
– Да, у него было такое право. Оно, кстати, осталось у руководителей организаций частной формы собственности. Что касается государственных органов и организаций, наниматель сейчас обязан сделать подобный запрос. Форма характеристики установлена соответствующим постановлением Совета Министров от 14 октября текущего года № 585. В ней отражаются профессиональные и деловые качества (компетентность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, инициативность, степень самостоятельности при принятии решений, стремление повышать свой профессиональный уровень), моральные (ответственность, порядочность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость), участие работника в социально-общественной жизни коллектива, его взаимодействие с нанимателем, профсоюзами по решению актуальных вопросов деятельности организации. Кроме того, характеристика должна содержать информацию о дисциплинарных взысканиях, примененных к работнику в течение последнего года до даты выдачи характеристики, о привлечении его к материальной и иной ответственности (при наличии таких сведений у нанимателя). Дополнительно в ней указываются сведения об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, а также наличии антигосударственных проявлений на рабочем месте. Характеристика подписывается руководителем организации с указанием даты и заверяется печатью нанимателя (при ее наличии).
– Характеристика теперь стала куда объемнее, нежели раньше.
– Не случайно Декрет № 6 увеличивает срок, в течение которого она должна быть выдана после поступления соответствующего запроса, с пяти календарных дней до семи. Обращаю внимание, что требование о выдаче характеристики по установленной форме и в установленные сроки распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.
Когда могут понадобиться сразу две характеристики
– Теперь, думаю, самое время поговорить о дополнительных требованиях при приеме на работу в государственные организации.
– Декретом № 6 установлена обязанность нанимателя запрашивать характеристику не только с предыдущего места работы человека, но и из государственной организации, где он трудился в течение предшествующих пяти лет.
– Давайте рассмотрим конкретные ситуации, которые могут возникнуть в этой связи.
– Если в течение предыдущих пяти лет человек трудился только в негосударственных организациях, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы. Если как в негосударственной, так и в государственной организациях – количество запросов зависит от того, какая была последним местом работы: если государственная, то будет запрошена одна характеристика, которая одновременно будет являться характеристикой с предыдущего места работы. Если же последним местом работы была негосударственная организация, то нанимателю необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы (в негосударственную организацию) и в государственную организацию. Если государственными организациями являлись все места работы, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего. Следует отметить, что характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии рабочего он принимается на работу в государственную организацию.
Кроме того, в отношении кандидатов на руководящие должности помимо характеристики наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из Единого государственного банка о правонарушениях. Такие сведения предоставляются бесплатно.
– Если не ошибаюсь, подобную информацию можно запрашивать только с согласия человека.
– Действительно, нанимателю предварительно следует получить согласие самого соискателя в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме с учетом требований законодательства о персональных данных.
За нарушения придётся отвечать
– Какая предусмотрена ответственность за нарушение порядка приема на работу в государственные организации?
– Требование о запросе характеристики является обязательным, поэтому за его невыполнение предусмотрена ответственность. Игнорирование данного требования расценивается как грубое нарушение трудовых обязанностей. Речь идет как о характеристиках, содержащих заведомо недостоверную информацию, так и о нарушении сроков их выдачи. Если факт будет установлен, руководителя организации или других должностных лиц могут уволить. Если такие деяния повлекли ущерб государственной собственности либо нанесли существенный вред государственным или общественным интересам, виновные будут нести уголовную ответственность.
Перечень дискредитирующих обстоятельств дополнен
– Мы начали разговор с того, что еще в конце мая текущего года соответствующим Законом Республики Беларусь был внесен ряд изменений в Трудовой кодекс.
– Новый документ, о котором мы сегодня ведем речь, приводит положения Декрета № 5 в соответствие с ним. Так, в частности, перечень дискредитирующих обстоятельств дополнен новым основанием для увольнения работника – за нарушение им порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных.
Кроме того, расширены полномочия нанимателя, который получил право незамедлительно отстранять человека от работы в случаях, когда тот призывает коллег к забастовке без уважительных причин. Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя либо уполномоченного им должностного лица с указанием причины.